«Книжки» — хорошее название; участники этого дуэта Ник Цаммуто и Пол де Ёнг явно часто их читают. За красивыми, изящными, тщательно сконструированными пьесками The Books чувствуется недюжинная работа двух очень гибких и живых умов. Таких, которые точно знают, как сложить коллаж из живых инструментов, электронных манипуляций и бесконечного числа сэмплов самых различных текстов таким образом, чтобы на выходе получалась музыка одновременно чертовски проникновенная и бесконечно забавная.
Цаммуто и Де Ёнг работают примерно как часовщики — из небольших деталей (гитарные аккорды, перестукивания драм-машинки, вырезанный из старого фильма текст) они собирают странные симпатичные штуковины, которые красиво блестят, переливаются на свету и иногда играют нежные странные мелодии. Причём многочисленные сэмплы в случае The Books — не просто милые вензеля, а зачастую ключевые моменты в композициях. Музыканты давно и с большой любовью собирают всевозможное звуковое старьё — видеокурсы по гольфу, аудиопутеводители по медитации, домашние видеозаписи, детские пластинки и прочие странности и причудливости. Вокруг сэмплов из этих записей The Books и выстраивают свои композиции. Скажем, резковатая и нервная «Cold Freezing Night» построена на детском обмене угрозами («Я вырву тебе все волосы, ты будешь лысая, а все будут ходить и говорить „Смотрите, Мэри лысая, она дура, ха-ха-ха“»), трогательная «Thirty Incoming» держится на страшно проникновенных записях на автоответчик, а в открывающей и закрывающей двухчастной «Group Autogenics» нам ласково предлагают открыть свой разум тайнам Вселенной и познать их.
Причём что тут самое интересное — с одной стороны, The Books очевидно предлагают нам немного посмеяться над всеми теми записями, что они насобирали. Скажем, диктор, призывающий познавать вселенную в первой части «Group Autogenics» в какой-то момент вдруг заявляет, что «возможно, по моему голосу вы поняли, что я ирландец, и что я лечу вперёд во времени», а его коллега из второй части предлагает «высунуть навстречу Вселенной язык». Но сводить музыку «Книжек» к простой комедии было бы в корне неверно — потому что даже если не понимать тексты их сэмплов, не замечать трогательную, хрупкую красоту их композиций никак нельзя.
Как осторожно щиплют струны в «Group Autogenics», как изящно складывается из гитары и виолончели «All You Need is a Wall», как на основе неторопливого ритма завораживающе распускаются звуковые полотна «We Bought the Flood», как растворяется в мареве банджо и голос в «Free Translator», уступая место томительной партии трубы — это всё чисто музыкальные удовольствия, и очень яркие при этом. То есть, The Books в первую очередь — такая музыкальная шкатулка с секретиками, которую хочется носить в рюкзачке и доставать время от времени, когда никого нет вокруг. Коробка в любви в материи твоего сознания — так говорит голос в финальной композиции этого альбома; и это самое лучшее описание альбома «The Way Out», которое только можно придумать.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове