Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Близкие враги — Домашний кинотеатр

Близкие враги — Домашний кинотеатр

01.11.2010
4

Военная драма про войну в Алжире, снятая блестящим французским пироманьяком Флораном Эмилио Сири, автором «Осиного гнезда» и «Заложника» с Брюсом Уиллисом.

Для Франции алжирская тема — такое же больное место, как для Америки Вьетнам, а для нас Чечня. Франция отправила в Алжир силы без объявления войны, и за три года конфликта, который закончился признанием Алжира независимым государством в 1962-м, там полегло около 30 тысяч солдат со стороны Франции и от 300 до 600 тысяч со стороны противника. Пикантность ситуации состояла в том, что большую часть Фронта Национального Освобождения, с которым и боролись французские силы, составляли те же люди, которые ещё относительно недавно сражались с теми же французами бок о бок в боях Второй Мировой. В общем, та ещё ситуация.

В гущу этого конфликта попадает молодой лейтенант Террьен (любимый актер Сири Бенуа Мажимель; из 4-х фильмов мастера он снялся в 3-х). При этом все, кроме него, в курсе, что его прислали заменить лейтенанта, погибшего по собственной глупости в перестрелке с собственным же взводом. Дальше потянется военная рутина — изнуряющие рейды по выжженным африканским солнцем бесконечным ущельям, зверства революционеров по отношению к собственному народу, пытки пленников, короче, а ля гер ком а ля гер.

«Близкие враги», в принципе, устроен довольно традиционно — в жанре боевой драмы про войну он ничего особо нового не говорит, но всё равно выступает достойно. Выразимся так — если представить себе шкалу от нуля до десяти, где ноль это «9 рота» (начинающаяся, кстати, с точно такого же пролёта над пустыней, как и «Близкие враги»), а десять «Апокалипсис сегодня», фильм Сири потянет примерно на шесть. Главное его достоинство — он полностью снят на довольно сногсшибательной натуре, и благодаря ей самые обычные моменты фильма порой приобретают какое-то сумасшедшее звучание. То есть, у нас довольно обычный диалог между двумя героями, снятый традиционной «восьмеркой» — но при этом у них половину кадра сбоку занимает невероятное ущелье, на вершине которого они и разговаривают. На большом экране это всё, наверное, голову отрывало совсем — особенно учитывая, что там полфильма где-то построено на широченных панорамах, которые в телевизоре просто теряются.

В плане истории, как я уже говорил, «Близкие враги» отрабатывает довольно привычную программу — идеалист попадает в самое пекло и сначала пытается с ним бороться, а потом обтёсывается сам до соответствия окружающему аду; обычное, в общем дело, которое к тому же Сири на пару с Мажимелем очень любит разыгрывать и в других жанрах (в «Осином гнезде» было что-то подобное). Но кое-какие сюжетные детали тут всё равно интересные. Скажем, есть особист, который всё время таскает с собой фотографии зверски убитых противниками французов — чтобы глядеть на них в минуты сомнения в праведности собственных действий. Ну, или герои весь фильм гоняются за одним предводителем повстанцев, а только в конце узнают, что, оказывается, уже давно убили его во время авиационного налёта. Там вообще у Сири красиво складывается всё — вопросы внешней активной деятельности солдат постепенно отходят на второй план (скажем, есть предатель, который передает повстанцам информацию о действиях отряда, но фильм под конец как-то про него забывает), а на первый выходят какие-то внутренние переживания и мотивации. Ну, и чисто как зрелище сделано, конечно, мощно.

Сергей Мезенов

 

Рекомендуем почитать