Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Парле ву франсе,une

Парле ву франсе,une

16.11.2010
3

Ну что ж, дорогие друзья — вчера стартовал фестиваль «Французское кино сегодня». Ещё два дня, сегодня и завтра, в «Луче» будет идти программа современного французского кино самых разных жанров и направлений — плюс программа короткометражек в Доме кино, кстати.

Официальным фильмом открытия был «Артур и война двух миров» Люка Бессонна — но я на него не пошёл, по нескольким причинам сразу. Во-первых, это третий, последний фильм в бессоновском цикле про Артура — а первые два я сознательно не смотрел. Во-вторых, Бессон в нынешней творческой форме — это в любом случае зрелище не для слабонервных, безотносительно того, знаешь ли ты предысторию конкретно этой истории или нет. А в-третьих, и, пожалуй, главных, параллельно с Бессоном начинался и последний фильм Жан-Люка Годара «Фильм социализм». И тут, в общем, выбор был довольно очевидный — потому что даже в самые лучшие бессоновские времена Бессон и Годар в любом случае в несколько разных весовых категориях были.

Так вот, «Фильм социализм» — это, конечно, был удивительно уместный способ начать фестиваль французского кино. Люди с него валили пачками, начиная с минуты 10-й примерно — и оно неудивительно совсем. Никакого прямого нарратива тут нет и в помине, а вместо него — ну, сложно даже рассказать, что именно вместо него, такая солянка из не всегда связанных между собой образов и звуков, которая распадается на три более-менее самостоятельные части. В первой разворачивается такой вывернутый наизнанку детектив про поиски пропавшего коммунистического золота, которое до Второй Мировой везли из Испании в СССР да так и не довезли — причем дело происходит на круизном лайнере. Во второй мы застреваем на провинциальной французской бензоколонке, которой заправляет семья из 4-х человек, которая — вроде бы — собирается участвовать в местных выборах, в связи с чем её приезжают снимать для телевидения. В третьей случается что-то вроде видеоколлажа про гибель истории.

Сделано вообще против всяких правил — камера смотрит куда угодно, но не туда, где происходит что-нибудь, что можно было бы назвать сюжетом, голоса за кадром и люди в кадре разговаривают бесконечными цитатами, кто из философов, кто из «Википедии», изображение периодически пропадает, филигранно выстроенные кадры соседствуют с абсолютным браком, действие периодически прерывается многозначительными (или наоборот бессмысленными) титрами. Русские субтитры на нашей копии, будто специально, ещё и отставали от звучащего текста чуть ли не на минуту, что добавляло пикантности. При этом предельно понятно, что даже если кому-то повезло быть в состоянии опознавать происхождение хотя бы половины звучащих в фильме цитат, то никакой принципиальной разницы не будет — ключ к «Социализму» не в тексте, а именно в столкновении текста и образа, звука и картинки, когда они не дополняют друг друга, а наоборот, рикошетом разлетаются в разные стороны. То есть, это такое кино про то, как нивелируются смыслы — причем этот процесс нам показан с помощью его самого же, демонстрацией наглядного нивелирования смыслов прямо в кадре. Заканчивается фильм красноречивой табличкой «No comment» во весь экран. И показательно, что это второй раз, когда фраза появляется в фильме — первый раз она звучит в ответ на вопрос «Тебе правда так нравится моя задница?»

Такие дела. А пока продолжим нести вахту — сегодня в программе фестиваля аж 4 фильма, посмотрим, получится ли посмотреть сразу все.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать