Главная
>
Статьи
>
Пошлость под таежным соусом

Пошлость под таежным соусом

10.12.2010
11

Иногда меня приглашают на довольно странные спектакли. Но «Таежный роман о великой любви» в этом смысле, пожалуй, побил все рекорды. Петербургский «PRO-сто театр», спектакль по книге В. Мегре «Анастасия».

В студенчестве мне довелось недолго поработать в одном эзотерическом магазинчике. Именно тогда была опубликована первая книжка Мегре «Анастасия». Может, кто помнит — на мягкой зеленой обложке был портрет золотоволосой красавицы. Тётушки в возрасте за 40-50 (основной контингент нашего магазина) сметали эту книжку с прилавка с завидной скоростью. И дружно писали заявки на продолжение.

Если кто далек от подобной, с позволения сказать, литературы, то сюжет там такой: автор книги, в прошлом сибирский судовладелец, встречает в тайге молодую красавицу-отшельницу. И эта встреча полностью меняет его жизнь, делает его исключительно высокодуховным.

Возможно, задену чьи-то чувства, поэтому заранее извиняюсь за невольный цинизм. Но иначе воспринимать ни это чтиво, ни спектакль по нему просто не могу. Помню, как одна моя знакомая-религиовед (ей такие книжки приходится читать по долгу службы) высказала в адрес автора «Анастасии» примерно следующее: г-н Мегре — ловкий авантюрист, который вовремя уловил волну народного интереса ко всякой эзотерике и придумал для подачи распространенных идей удобный ход. Ну как же — древние таежные знания, молодая красавица — хранительница этих знаний. Добавить к этому немного секса (разумеется, высокодуховного) — и смачный компот для доверчивого народа готов. И не важно, что написан опус корявым и нелитературным слогом, местами просто пошлым, как говорят, «пипл схавает». Не будем забывать, какое время тогда стояло на дворе — появление общины Виссариона и прочих духовных сообществ. Серия книг Мегре «Звенящие кедры России» попала в струю.

Спектакль по своему качеству и содержанию ничем не лучше книг Мегре. Честно говоря, с трудом высидела одно действие. Тряпичные декорации с росписью сибирских пейзажей. Два актера на сцене с восторженно-глуповатыми лицами — Виктор Михайлов (Мегре) и Марина Светова (Анастасия). Ничего не происходит — только поток бесконечных банальностей в их диалоге. Такой вопиющей фальши я на сцене давным-давно не видела.

Собственно, говорить языком искусства на темы духовности вообще большой риск. Легко скатиться в демагогию и пошлость. Что и произошло с вышеупомянутой постановкой. Очередная антрепризная халтура для неискушенного зрителя.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать