Главная
>
Статьи
>
«Лёгкая голова», Ольга Славникова

«Лёгкая голова», Ольга Славникова

17.05.2011
3

Ольга СлавниковаРеки из слёз, пролитых критиками по поводу гламуризации Ольги Славниковой, хватило бы на то, чтобы года полтора вращать турбину Красноярской ГЭС. Ещё бы: автор сложных и многогранных «Басилевса» и «Стрекозы» вдруг выпускает сборник попсовых рассказов о любви, а затем «офисный» роман «Лёгкая голова», книгу гладкую и почти лишённую столь любимых рецензентами заковыристостей. Славникову уже было хотели четвертовать, но тут на её защиту встало ЖЖ-шное воинство, и пошёл классический холивар со всеми его прелестями. За этой битвой Пересвета и Челубея как-то потерялся сам роман, между прочим, вполне достойный внимания.

Максим Т. Ермаков, рекламный менеджер, успешно карабкающийся по социальной лестнице, вдруг становится объектом внимания некой таинственной спецслужбы под названием «Социальные прогнозисты». Прогнозисты требуют, чтобы Максим покончил с собой, выстрелив из пистолета в голову, которая, по их словам, служит причиной всех происходящих в стране несчастий. Именно из-за головы Максима самолёты падают, корабли тонут, здания горят и рушатся, а урожай на полях жрёт саранча и колорадский жук. Максим, однако, стреляться не собирается, и строит планы, как бы остаться в живых и заодно получить-таки 10 миллионов долларов, обещанных его родным в случае самоубийства. Убедившись, что роль Гастелло Максиму претит, сексоты начинают строить козни, стараясь сделать его жизнь невыносимой.

Как это обычно водится у Славниковой, все персонажи в романе — уроды. И сам Максим, и его антагонисты и внешне, и внутренне похожи на прямоходящих разумных червей, человека напоминающих лишь отдалённо. Гады эти копошатся в таком же гадском мире, где еда отвратительна, воздух ядовит, а реки текут прямо из преисподней. Здесь невозможно понять, кто лучше: Максим, которого больше волнуют пятна на новом пиджаке, чем сотни загубленных по его вине жизней, или социальные прогнозисты, готовые на всё ради поставленной цели. Изредка встречающиеся положительные герои в этой отравленной атмосфере долго не живут и погибают, подчёркивая своей гибелью мерзость происходящего.

Казалось бы, из-за чего тогда весь сыр-бор? Обычный роман Славниковой — все козлы, эстетика гниения, очень даже в её стиле. Однако дело в том, что описано всё это совсем другим языком: несмотря на невероятное количество обычных для писательницы подчас рискованных метафор, сам текст какой-то уж больно ровный, читается легко и без особого душевного напряга, практически исчез ценимый критиками психологизм. Лишь эпизод про детство всплывает на гладкую поверхность романа этаким пузырём и тут же лопается, оставляя в воздухе едва уловимый запах Пруста.

Однако деградации здесь нет. То тут, то там, в тексте встречаются редкие, но весьма заметные фразы, позволяющие говорить о зарождении в прозе Славниковой нового, более лаконичного стиля. Так что «Лёгкая голова» — роман во многом переходный, для того, чтобы понять, что на самом деле происходит с писательницей Ольгой Славниковой, нужно дождаться следующей книги.

Валерий Сапожников

«Лас-Книгас»Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru

 

Рекомендуем почитать