Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Неистовый Виссарион и загадочная Елена

Неистовый Виссарион и загадочная Елена

15.06.2011
3

Летом, когда писать не о чем, журналисты придумывают разные юбилеи. А тут два таких классных юбилея, что и придумывать специально не надо.

Например, 150 лет назад вышла в свет (1861) книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве». Это самый главный кулинарный бестселлер в истории русской орфографии, никакие похлебкины и микояновские «книги о вкусной и здоровой пище» и рядом не стоят. До революции книга Молоховец вышла фантастическим (учитывая количество безграмотного населения) тиражом - 300 тысяч! При этом о самой Елене Молоховец известно очень немного. Что на самом деле звали ее Елена Бурман, родилась в семье начальника архангельской таможни, в 14 лет после смерти родителей принята на казенный пансион в Смольный институт благородных девиц, который закончила с золотым браслетом. После вышла замуж за Франца Молоховца, вместе с ним переехала в Курск, и там, под пение курских соловьев, и написала главный труд своей жизни. Вообще-то это почти все сведения, которые исследователи раскопали в архивах о жизни автора самой популярной кулинарной книге России. А вот о смерти ее почти ничего не известно. Елена Молоховец скончалась в декабре 1918 года в Петрограде. В самые голодные дни. Есть версия, что автор главного кулинарного шедевра умерла от голода. Такая вот жестокая ирония судьбы.

А второй юбилей - 200 лет назад родился Виссарион Белинский. Не знаю, проходят ли его в школах сегодня (коллеги подсказывают, что да, есть такой человек в учебнике литературы), но лет 30 назад мы в школе просто выли от неизбежности читать и разбирать его критические статьи. За 13 лет литературной жизни (а умер Белинский в неполные 37) «неистовый Виссарион» написал 13 толстенных томов критических статей. При этом всю жизнь оставался в бедности, писал буквально за копейки, чтобы прокормить семью, умер от чахотки, вызванной тем, что жил в сырых комнатах. Незадолго до смерти ему предложили стать пайщиком журнала, «Отечественных записок», но Белинский из каких-то высших соображений отказался. А может, и не так все было. Может, он надеялся, что его сделают пайщиком (тогда бы он получал часть доходов с журнала: литературный журнал в те годы кормил примерно как сегодня торговый центр; основной пайщик Краевский два дома на доходы от журналов построил), а его кинули, и он умер от обиды. История темная, в общем.

Белинский вообще мне кажется темным пятном на истории нашей литературы. Потому что у других классиков были занятия помимо литературы - дуэли, военная служба, романы, амуры, походы, путешествия, словесные баталии, карты, деньги, два ствола. А у Белинского - ничего, кроме как скрипеть перышком. Из университета его отчислили, богатых родственников у него не было, здоровьем был слаб, так что его выбор - стоять на посту русской литературы - может, и не самый худший. В общем, понятно, почему его в учебники взяли. Потому что именно Белинский и убедил всех, что его великие современники - Гоголь, Пушкин, Крылов, Грибоедов - не просто так себе писатели, а первые фигуры великой литературной традиции. Белинский придумал галерею русских литературных классиков, собственный литературный канон, который до сих пор воспроизводится в самых разных формах. Все эти сравнения, кто круче, кто «больше классик» - это ведь пошло от статей Белинского. Современники, к слову, его недооценивали. Посмеивались, что Белинский бунтует в журналах, потому что не имеет возможности бунтовать на площадях. А он-то их любил. Ценил. Понимал. И взял с собой в классики. Такой редкий пример фанатского служения литературе, который заканчивается главой в школьном учебнике.

Вот я и говорю - читайте книжки, читайте. Может, станете вторыми белинскими. 

Владислав Толстов

Рекомендуем почитать