Один из самых известных отечественных футбольных арбитров Юрий Баскаков закончил карьеру и занялся административной работой. Теперь он помощник руководителя департамента судейства и инспектирования РФС Роберто Розетти. Оба специалиста приехали накануне в Красноярск всего на один день, чтобы провести смотр молодых перспективных судей. В интервью интернет-газете Newslab.ru Юрий Баскаков рассказал, по какой причине старался не читать о себе в газетах, чего не хватает российским арбитрам и почему о судьях думают хуже, чем они есть на самом деле.
Объять необъятное
Юрий Валерьевич, я так понимаю, вы вместе с Роберто Розетти приехали только на один день. Логично спросить — зачем? Что здесь делаете, на кого смотрите?
Сначала хочется поблагодарить за приглашение местную команду «Енисей» и региональную федерацию футбола. Здесь мы хотели посмотреть двух судей, которые в будущем претендуют на работу в первом дивизионе. Заодно Роберто знакомится с регионами, смотрит инфраструктуру. Также привезли небольшую презентацию для судей, диски — то, что на семинарах для судей премьер-лиги показывают.
Понимаю, что в РФС у вас сейчас занятость большая, но все же спрошу: может, было бы правильно приехать на несколько дней? Провести «живые» семинары, пообщаться, посмотреть...
Так сложилось, поймите. У нас сейчас две игры у сборной, надо ехать туда. Просто нашли такое вот только окно. А так хотелось бы и с «Аланией» игру посмотреть, и остаться подольше. Но завтра уже надо в Словакии быть.
Насколько частыми станут такие приезды в провинцию?
Очень частыми. Это, кстати, не первый наш приезд в регионы и не второй. Я стараюсь Роберто дергать. В следующий раз поедем еще дальше — на Дальний Восток. Он должен понять вообще, какая территория ему досталась и какой объем работы.
Пока не понимает?
Нет, конечно. Он сегодня пролетел только полстраны — больше, чем вся его Италия. Здесь вот мальчишка из Улан-Удэ судит, так он сюда на игру добирался тысячи километров.
Талантливых судей насколько много в регионах? Даже если не талантливых, то хотя бы перспективных? Спрашиваю только потому, что сейчас основная масса квалифицированных арбитров — это все же москвичи и питерцы.
В том-то все и дело. Розетти как раз и выстраивает новую политику — нам нужны хорошие судьи не только из Москвы и Питера, но и из регионов. Сейчас просто мы знакомимся, смотрим судей. Потом пройдет селекция, и вызовем лучших ребят уже на сборы. В том числе и ребят из Сибири, чтобы они могли обслуживать матчи уже на более высоком уровне.
Сказали, что это не первая ваша поездка по стране. Был ли уже какой-то из регионов, где много перспективных судей? Хотя бы больше двух.
Не хочу никого обидеть.
Или судьи все же везде штучный товар?
Надо посмотреть всех, а потом уже делать выводы. Идет большая работа, смотрится большое количество видео, потому что премьер-лига на виду, первый дивизион сейчас тоже показывают и по телевизору, и в интернете. А вот уже со вторым дивизионом труднее. Нам нужны судьи именно снизу.
Судья и деньги
Вы довольно рано начали судейскую карьеру. Что нужно сделать, чтобы стать судьей? С чего начать? Куда обращаться?
Нужно понимать, что в Москве эта работа более-менее налажена, существуют судейские школы, бригады, много соревнований проходит — поэтому большой выбор для селекции. В регионах судьи — это самородки, все на общественных началах. Для развития нужны средства, но пока мы не можем убедить Российский футбольный союз, что для судейства нужно создавать те же детско-юношеские школы, как и для футболистов. Пока трудно. Все упирается в деньги. Есть надежда, что в этом году мы подпишем европейскую судейскую Конвенцию, в которую мы пока не вступили. Тогда будем получать 100 тыс евро в год и направлять их в регионы. Сможем купить хотя бы видеооборудование, сделать специальные учебные кабинеты, арендовать поля. Пока очень сложно пробивать деньги на судейство. Люди пока не понимают. Но если ты хочешь дорогую машину, будь готов платить за нее.
Судья априори должен быть бывшим футболистом?
Знаете, желательно. И в советской школе, в советских традициях арбитры всегда были бывшими игроками команд мастеров или уровня коллективов физкультуры. Хотя история знает много примеров, когда люди, не игравшие в футбол, судили финалы чемпионатов мира. Так же, как тренеры, кстати — Моуринью никогда не играл в футбол и вон каких успехов достиг в роли тренера. Кстати, большая ниша, из которой можно брать судей — мальчишки 15-16 лет. Не у всех ведь к этому времени получается играть. И если мы с каждой футбольной школы будем брать по два-три таких человека — представьте, какой объем. И если из них вырастет два-три судьи профессиональных, то это уже хорошо.
Два месяца вы в новой должности. Интереснее было судить или на нынешней работе?
Судить, конечно. Это совсем другое. Я и ребятам-коллегам не устаю повторять — судите, пока коленки не сотрутся. Это самое счастливое время для арбитра, лучшие годы жизни, когда ты отвечаешь только для себя. А сейчас приходится отвечать за многое то, что ты не делал.
Если говорить о трудности профессии судьи. Разобью на два вопроса: насколько тяжело на поле абстрагироваться от кричалок в свой адрес, оскорблений, улюлюканий? И второй сразу вопрос: нужно ли арбитру смотреть прессу о себе после матчей?
Все приходит с опытом. Молодой рефери так же тушуется, как и молодой футболист. Чем больше ты набираешь игр, тем больше у тебя, как мы называем, панцирь, нечувствительность. Нужен опыт. А по поводу прессы дам совет судьям — не читайте ее вообще. Я сам лично старался не смотреть, потому что про судейство хорошего говорить не принято. И это во всем мире — если ты хорошо отсудил, то про это не скажут ни слова. А если пишут, значит что-то плохое.
Сейчас в премьер-лиге выделяется московский «Спартак», который больше остальных гундит на судей. Как считаете, почему?
Каждый пытается по-своему психологически действовать на судью. Вот Валерий Георгиевич (Карпин, главный тренер. — Newslab.ru) решил, что это его оружие. Это пресс на судью, вот и все. Напомню, что два месяца назад он говорил: зачем нам опытные прожженные судьи, дайте нам молодых. Мы ему дали молодого, он говорит: дайте нам опытного. Команды преследуют одну цель — завоевать три очка, в том числе и с помощью давления на судью. Поэтому мы относимся к этому спокойно при всем уважении к Валерию Георгиевичу и «Спартаку».
В 90-е команды ездили на выезды с чемоданами денег для судей — такие истории довольно часты. Теперь уже, не будучи судьей, можете сказать — было такое?
Я в своей жизни никаких чемоданов денег не видел. Есть такая шутка у арбитров: в России все команды «работают» с судьями, только судьи об этом еще не знают. Чемоданы... Какие чемоданы?
«Футбол — отражение общества»
Вообще, если взять российский судейский корпус, насколько он отличается по профессионализму от, скажем, европейского?
Ну, вы посмотрите предыдущий тур: последние два дня Лиги Чемпионов и Лиги Европы. Посмотрите судейство. Вон, Ольга Юрьевна Смородская (президент футбольного клуба «Локомотив» (Москва). — Newslab.ru) уже сказала, что наши судьи — одни из лучших в мире, она посмотрела, и ей есть с чем сравнить. Это к вопросу о том, как Валерий Георгиевич в европейских матчах ведет себя судьями. Посмотрите, как «Зенит» ведет себя в Лиге Чемпионов, и как эти же футболисты ведут себя с российскими судьями. Наш чемпионат входит в семерку сильнейших в Европе, соответственно, я считаю, что и судьи такие же.
Почему тогда российских судей так мало работает на европейских клубных турнирах, на чемпионатах Европы, мира?
Большой минус нам был, это нас сильно отбросило назад, когда мы три или четыре сезона приглашали в наш чемпионат иностранных арбитров. Это был сильный удар по имиджу российского футбола вообще. Над нами просто смеялись — судьи ездили к нам просто на заработки. Это одна из причин.
В этом смысле такой вопрос: получается, что в своем отечестве не смогли найти главного человека для судей, который смог бы привести всю систему в порядок? Здесь ситуации разве не похожи — ведь опять же наняли варяга.
Я в этом ничего криминального не вижу. Я с Роберто работаю уже два месяца, он умница. И здесь национальность не имеет значения. Он может снять психологический груз недоверия к судьям. Ведь у нас всегда на Руси больше доверия и пиетета было к иностранцам. Поэтому здесь он будет как щит между судьями и давлением на них.
А в самой судейской среде не было негативных мнений по поводу приезда Розетти?
Ну, мнения разные бывают. На каждый роток не накинешь платок. Мое личное мнение — у судей нет национальностей, это одна большая семья. И я не вижу ничего плохого в том, что у нас иностранец.
Можно допустить, что вас теперь будут приглашать судить любительские турниры, дружеские или товарищеские встречи. Согласитесь?
Нет. Я для себя все решил — если заканчивать, то заканчивать. Зачем смешить народ? Пусть запомнят меня молодым и красивым (смеется).
А сможете назвать, допустим, три самых сложных матча в своей карьере?
Их было много, очень много. Каждая игра ЦСКА — «Спартак» — это особая песня. Это минимум 60 тысяч народа... Много матчей.
Получается, что для судьи тяжелые матчи есть, а легких не бывает?
В судействе иногда ждешь тяжелейшего матча, а он получается легкий. Бывает и наоборот. Поэтому судья всегда должен быть готов к тяжелой игре, а там как получится. У нас есть такая шутка — вы мне только дайте игру, а я любую испорчу (смеется).
Как за последнее время изменилось отношения к судьям со стороны игроков, болельщиков, тренеров? И изменилось ли вообще?
Как меняется общество, так меняется и отношение к судьям. Здесь все зависит от интеллекта конкретного футболиста и общества в целом. Хотя я застал советское время, тогда отношение было намного лучше, чем сейчас. Но тогда и футболисты были другие. Да и судьи. Футбол — отражение общества.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru,
фото Александра Паниотова