Художник, перфомансист, модельер, дизайнер и едва ли не самый известный российский фрик Андрей Бартенев приехал в Красноярск для участия в Музейной ночи. Однако произведений своих, вопреки ожиданиям красноярской публики, не привез. Бартенев пояснил, что в этот раз он приехал в качестве педагога — его пригласили дать молодым красноярским художникам мастер-класс.
Андрей, как же так: от вас ждут какого-то эпатажа, шокирующих перфомансов, а выходит, что ничего этого не будет?
В данной ситуации у меня другие задачи. Меня пригласили поделиться опытом с молодым поколением художников. Чистой воды тренинг — никакого экшена, никакой презентации. На нашей площадке вы увидите лишь рабочие стенды: никаких произведений искусства, только тексты, схемы. Там сейчас уже трудятся 16 студентов — анализируют, какими талантами, эмоциональными потоками они обладают, и что со всем этим делать. Моя задача — помочь им в этом. Если их доверия хватит на то, чтобы принять мой опыт, я надеюсь, что он им поможет. Если доверие не сработает, то у каждого из них будет собственный сложный путь приобретения опыта и навыков.
Каким конкретно опытом вы делитесь с молодежью?
Мой мастер-класс посвящен методам, которые позволяют молодому человеку, художнику сохранить себя как творческую личность. Я рассказываю, как не предать свои таланты, эмоциональные порывы, как сочетать те страсти, которые захватывают творческую личность, с теми условиями, которые от него требует исполнить социум.
В чем актуальность вашего посыла молодым художникам?
— Я неоднократно являлся свидетелем того, как очень много талантливых людей в России уходило из творческой среды. Они отказывались от божественного дара творить в пользу того, чтобы просто зарабатывать деньги и комфортно проводить свою жизнь. Тем самым наносится урон культурному состоянию России, будущему этого состояния. У нас уже наступила ситуация, когда интеллектуальные, культурные сферы стали немодными. Более того, художники выступают уже как прокаженные, класс юродивых, которые не отвечают задачам государства, не соответствуют нормам социальной жизни. Мне кажется, что это очень опасно потому, что происходит культурное обеднение.
Самое страшное — это когда культурные ценности не имеют современных адаптаций. В этом случае общество становится бездушным, серым, единообразным, что в итоге может привести к национальным, духовным, социальным конфликтам. Обеспечить же эти самые адаптации могут только новые силы, новые поколения интеллигенции.
Вы уже познакомились со своими красноярскими студентами. Какое впечатление они на вас произвели?
Прекрасные молодые люди от 19 до 40 лет. Абсолютно не отличаются от студентов, с которыми я работаю в столице, Европе, Америке. Другой вопрос — как долго они смогут сохранять в себе творческий потенциал в свете той проблемы, которую я обозначил выше. И моя задача — вооружить их методикой, стратегией, которые помогут им в этом.
Вы сами родом из Норильска, однако, сумели добиться признания не только у нас в стране, но и за рубежом. Каковы, на ваш взгляд, сегодня шансы пробиться на «олимп» у провинциальных талантов?
Я знаю очень многих красноярских художников, которые успешно работают в Москве. И, мне кажется, что пока у нас в стране единственный шанс для творческого человека — это как раз уехать с периферии в столицу или Петербург и там строить свою карьеру. К сожалению, это так, и в этом тоже беда, деградация нашей культурной индустрии. В такой стране, как Россия должно быть множество культурных, интеллектуальных центров. Но пока мы имеем то, что имеем: художнику очень тяжело работать в провинции, поэтому он вынужден уезжать в столичные города, если хочет чего-то добиться. Потому что там больше рынок, больше возможностей, через столичные города можно быстрее попасть к европейским и американским культурным системам.
В провинции можно утвердить себя как инициативную творческую единицу, но потом нужно перебираться в Москву или Петербург, а уже оттуда своей практикой, азартностью, любопытством пробивать себе дорогу в Европу или Америку. Ну, конечно, если ставить перед собой такую задачу.