Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Для тех, кому за 40

Для тех, кому за 40

10.11.2011
8

Давайте с места в карьер? Спектакль «Игра в правду», цитируя одного из персонажей — это история про условные рефлексы естественного общения, наработанные в юности. Отдаленно он напоминает «О чем говорят мужчины» или «Сатисфакцию», только лишен легкости «Квартета И» и инфантильности Гришковца. Здесь мужчины среднего возраста, которые давно уже дружат, долго, смешно и не совсем прилично беседуют о женщинах, политике, автомобилях, компьютерных играх, снова о женщинах и опять же о них. Только они не едут на южные моря, а пьют горькую в квартире на окраине города.

Спектакль замечателен своей предсказуемостью, и неспроста основная его аудитория — это люди, которым за 40. Ни один поворот сюжета здесь для нас не является загадкой, да и поворачивается этот сюжет очень неохотно. Герои никак не меняются, остроты нет, конфликты надуманны и, конечно же, разрешаются к концу постановки. Истины, которые здесь изрекаются, сродни истинам из книг Паоло Коэльо. Неужели для кого-то может быть откровением то, что одинокие мужчины пьют, чтобы утром проснуться, а вечером уснуть? И кто не понимает, что с замужней женщиной говорить не о чем, потому что с незамужней тоже не о чем, но она хотя бы не начнет жаловаться на мужа и детей?

Так что же заставляет смотреть сие зрелище в течение двух с половиной часов (а «заставляет» я сказал неспроста — поначалу очень тяжело это выносить). Только одно — в спектакле «Игра в правду» великолепный актерский состав. Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов и Константин Юшкевич ярко, сочно презентуют нам набор стереотипных мужских типажей: бабник, семьянин, холостяк-неудачник, все — пьяницы, все — душки. «Мы говорили с ней о литературе, но она не читала ничего, кроме „Комсомольской правды“. Пришлось совокупляться с этим членистоногим!» — в сердцах восклицает персонаж Куценко; здесь он — спивающийся преподаватель физики с мятым лицом. «Хочу, чтобы жена смотрела на меня как на Кевина, сука, Костнера», — признается герой Юшкевича, и все мужчины в зале согласно кивают головами.

Чуть менее убедительна Ирина Апексимова. Она появляется во втором акте в роли бывшей однокурсницы, в которую когда-то были влюблены все трое. С ее приходом — некогда первой красавицы вуза, а ныне прикованной к инвалидному креслу женщины с морщинами и комплексами — и начинаются собственно игры в правду. Герои, пообещав честно отвечать на самые откровенные вопросы, признаются друг другу, кто с кем спал и кто кого когда обманул. Это, пожалуй, самая неинтересная часть постановки, да еще и с очевидным финалом. Не надо тут рассуждений о том, что якобы покровы лжи, которой персонажи окутали свою жизнь, тают, и они нос к носу сталкиваются с реальной жизнью (читал я такое в одном отзыве). Никакого пафоса, никакой хитринки, только условные рефлексы естественного общения.

Я сидел на ступеньках между рядами и думал — слава богу, что я еще не дорос до тех истин, которые только что тут проиллюстрировали. Не хочу быть таким. Грустно.

А мимо меня в гардероб спешили счастливые люди.

О чем забыл сказать? «Игра в правду» — совместная работа режиссера Виктора Шамирова и продюсерской компании «Независимый театральный проект» по пьесе Филиппа Лелюша. Все.

Рекомендуем почитать