Когда в мире повышается градус претенциозности, а серьезных лиц и разговоров становится все больше, я люблю пересматривать работы британского фотографа Мартина Парра, члена легендарного фотоагентства «Магнум». И тогда картина мира уравновешивается: мухи и котлеты снова соединяются; умные и высокие стороны человеческой жизни вновь уживаются со смешными и уродливыми. И связующим звеном здесь, как часто бывает, становится смех. Разного калибра.

В объектив Мартина Парра попадает неприукрашенная, повседневная жизнь со всеми глупостями, занудством, неуклюжестью, абсурдностью и скукой. Фотограф смело провоцирует зрителя, играя с нашими стереотипами, страхами и слабостями. Чаще — иронично, но тонко, с затаенной любовью к людям. Реже — жестко, саркастично высмеивая современников. «Я люблю людей, — говорит Парр, — я невероятно социальный, болтливый и стайный человек. Я не мизантроп. Но, конечно, в моих работах присутствует некий цинизм. Я насмехаюсь над людьми, но не над людьми конкретными, а над всеми нами».

Наивные туристы из серии «Маленький мир» (1995), удовлетворяющиеся набором сувениров и клише о чужой стране; проводящие в молчании завтраки-обеды-ужины «Скучающие пары» (1993); опрятные и символичные интерьеры в «Знаках времени» (1992); люди, скупающие тележками продукты со скидками, с трудом выковыривающие бекон из зубов, жадно хватающие угощение на пресс-конференциях и благотворительных вечерах, — все это мы. Документалистика Мартина Парра — детальная, броская, иногда гиперреалистичная, но всегда точно и остроумно связанная с жизнью. Заставляющая думать о нашей обывательской реальности и от души над ней смеяться.
Анна Мерзлякова