«Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши»
© Самозванцы из Бремена
«Я не люблю, когда что-то прерывается: завтрак, беременность, музыка!», — безапелляционно заявила как-то раз одна моя подруга. Мы с ней в декабре ходили в Оперный на «Щелкунчика» — самый красивый и элегантный, по моему глубокому убеждению, красноярский балет. Второй акт спектакля, однако же, наблюдать было невозможно — когда Мари и Принц поочередно исполняли сольные партии, зал то и дело взрывался аплодисментами, которые плотной акустической стеной заслоняли Чайковского. Тогда я вспоминал, как в 2010 году в «Лужниках» не сумел толком посмотреть матч «Спартака» и «Локо», потому что на фанатской трибуне меня то и дело накрывали огромными баннерами и совали под нос дудки да барабаны.
В театре, конечно, нельзя свистеть, топать, курить, бросаться в артистов на сцене зажигалками и раздеваться по пояс — в общем, почти ничего из того, что многие из нас так ценят в походах на массовые виды спорта. С другой стороны, там можно волочиться за одинокими театралками, отстаивать очереди в буфет, занимать чужие места после третьего звонка, и еще можно хлопать. Из всех проявлений «фирменного» театрального бескультурья больше всего, пожалуй, меня раздражают именно неуемные рукоплескания, раздирающие на части ткань художественного произведения. Иногда это вредит меньше — так, на выступлении Свободного балета Терешкина хлопки после каждого пируэта были глупы, но безвредны. А вот человека, который пытался кричать «Браво!» на концерте Дениса Мацуева прямо посреди номера, я бы прилюдно распял на рояле.
Заниматься интернет-серфингом по этому вопросу — занятие на редкость унылое и бестолковое, хотя бы потому что периодически на сайтах, посвященных театральному этикету, слово «аплодисменты» пишется с двумя буквами «п». Однако все сходятся в том, что частотно совмещать ладони в театре вполне нормально, например, после поднятия занавеса (не забывайте, что опера, скажем, начинается не с занавеса, а с увертюры, что как бы подразумевает) или появления на сцене дирижера. Некоторые утверждают, что непредосудительно аплодировать после сложных оперных арий или особенно искусных балетных номеров, а на джазовых концертах хлопать можно всегда, вне зависимости от того, продолжает ли оркестр играть или терпеливо ждет, пока гейзер зрительского экстаза иссякнет.
Но вот незадача, любой режиссер объяснит вам, что не слишком педагогично во время драматического спектакля идти на поводу у актера, который решился «сорвать аплодисмент», да и вообще не стоит нарушать сценографию эпизода своими хлопками до его завершения. Не принято хлопать и между частями исполняемого инструментального произведения, чем нередко грешит публика в нашей филармонии, несмотря на то, что среди неё тьма тьмущая беглецов из музыкальных школ. Дальнейшие же советы противоречивы и основываются исключительно на культурном уровне человека, не поленившегося переписать их из своей головы.
Я не буду говорить, что любители рассыпать овации до того, как опустится занавес, неправы по всем направлениям. Однако чтобы отождествить экзальтированного театрала и футбольного болельщика, не надо прикладывать никаких усилий. И для того, и для другого его поведение — в первую очередь самовыражение и демонстрация единодушия с окружающими балбесами, а уж потом — одобрение или неодобрение происходящего на сцене. Мало того, что клацанье ладонями искажает атмосферу произведения, оказывает дурное воздействие на неискушенного зрителя и откровенно вредное — на самолюбивого актера. Оно еще и приводит в беспорядок персональную систему мер и весов. Не в последнюю очередь различные «звезды» вешают на аудиторию ярлык провинциальности — раз хлопают всему, то все и стерпят. Если фанаты могут освистать команду, провалившую матч, то такой инструмент воздействия на безбожно халтурящую труппу или бездаря-режиссера как гробовое молчание красноярской публикой утерян безвозвратно. Есть у меня приятель, который любит в уютной жежешечке громить наш драматический театр, но на спектаклях всегда вытягивается в свои без малого два метра и иногда даже выкрикивает звучный «одобрям-с».
А уж если говорить все по чести, то ранние аплодисменты очень похожи на преждевременный оргазм. Давайте не будем показывать себя неопытными любовниками и научимся как-то управлять своим организмом. Уверяю вас, в перспективе это должно только продлить получаемое удовольствие всем участникам процесса.