Режиссер — Гэри Росс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон, Ленни Кравитц, Элизабет Бэнкс, Уэс Бэнтли, Стэнли Туччи, Тоби Джоунс, Дональд Сазерленд
Продолжительность — 142 мин
Вот подзабытое ощущение — популярное голливудское развлечение, сделанное за сто миллионов долларов по мотивам всемирно известной книжки и с помпой выходящее по всему свету сразу, хочет с нами кое о чем серьёзном поговорить. Нет, правда — «Голодные игры» стремятся не только развлечь свою почтенную публику, но и обсудить с ней кой-какие мысли. Ну, или, по крайней мере, умело притворяются, что это так.
Раньше говорили, что в природе нет такой вещи, что не подошла бы француженке на шляпку. Примерно таким же образом в культуре остаётся всё меньше явлений, которые нельзя было бы приспособить на многосерийные приключенческие романы для юношества. Причем занятно, что преуспевают в этаком занятии в первую очередь дамы — одна перелопатила мировую сокровищницу сказок на нужды собственной семитомной сказочной эпопеи, другая творчески обработала напильником вампирский жанр, подогнав его под нужды самой неожиданной аудитории, а именно девочек-подростков. У Сюзанны Коллинс, автора литературного первоисточника «Голодных игр», заброс не настолько широк — для своей трёхтомной саги о борьбе детей за выживание в жестоком мире антиутопического будущего она обрабатывает не столько жанры и формы, сколько конкретные произведения. Немного «Повелителя мух», побольше «Королевской битвы», капельку «Бегущего человека», чуть обезжиренного для потребностей более нежной аудитории. Ещё немножко от великих по мелочи — ну, там, «1984» для антуражу; вроде получилось недурно.
По крайней мере, в своей кинематографической версии «Голодные игры» выглядят примерно так — как не без элегантности исполненный грандиозный мэш-ап из нескольких произведений сразу. Это подвижное, энергичное и точечно мощное кино отличается от большинства масштабных голливудских блокбастеров общей внятностью и даже наличием некоторых идей — но тут надобно правильно понимать порядок соотношения. Скажем так — в классе, где все упорно предпочитают плеваться жеваными бумажками, рассказывать друг другу страшные сказки под партой и мутузиться на игровой площадке не только до и после, но и вместо уроков, «Голодные игры» были бы единственным учеником, способным правильно сложить два и два на доске.
Да, там, где какой-нибудь Майкл Бэй может только дважды нажать на кнопку «Бы-дыщь!» и крикнуть «Сиськи выставь!», режиссер Росс успевает на бегу поставить пару интересных вопросов — например, как далеко мы, зрители, готовы зайти в своей жажде развлечений, или на какую фабрикацию собственных чувств мы, люди, готовы ради того, чтобы понравиться другим. Но при этом режиссер Росс почему-то отказывается замечать разные досадные мелочи. Ну, например, что как бы сатирический декадентский дизайн высшего общества будущего куда лучше удавался Люку Бессону в «Пятом элементе» (по крайней мере, там он честно старался быть смешным). Или что, получив в своё распоряжение действительно интересную героиню, движимую не столько своими эмоциями или высокими чувствами, сколько стальной волей, находчивостью и непоколебимым чувством собственного достоинства, он всё равно заставляет артистку Лоуренс полфильма призывно приоткрывать пухлый рот.
А главное — формально протаскивая контрабандой в большое развлекательное кино размышления о природе человеческой потребности в шоу, самый главный вопрос — а так уж ли отличаются люди, жаждущие смотреть, как дети убивают друг друга в живой телевизионной трансляции, от людей, жаждущих смотреть то же самое на киноэкране? — Росс так и не задаёт. И не потому, что стесняется или не готов — этот вопрос ему, кажется, попросту не приходит в голову. От этого «Голодные игры» кажутся сильно неприятнее, чем они того заслуживают. Лучше бы просто бегали и взрывали, право слово.
Вердикт Кочерыжкина — недурно сделанный, энергичный и внятный блокбастер — который был бы сильно краше, если бы не пытался замахиваться на вопросы, на которые у него полностью отсутствуют хоть сколько-нибудь глубокие и интересные ответы