Члены парламентского комитета по вопросам законности и защиты прав граждан сегодня во время выездного заседания были ошарашены разной информацией. Чего только стоит срочная потребность региона в противогазах — на эти цели необходимо найти 5 млрд руб. Наконец, начал двигаться вопрос и с сейсмическим районированием города: эксперты обвинили региональный минстрой в бездействии и непрофессионализме.
Свой выезд депутаты Законодательного собрания посвятили безопасности. Главным образом, сейсмической. На первом объекте — в «Красноярском научно-исследовательском институте геологии и минерального сырья» — им показали систему мониторинга сейсмической активности, а также рассказали, что она в случае землетрясения обеспечивает своевременными данными (от 10 до 20 минут после ЧС) 41 ведомство и учреждение. Исторически данные о такого рода ЧС в Красноярске и крае ведутся с 1963 года. С тех пор землетрясений выше 3,4 балла в городе зафиксировано не было.
После посещения института депутаты вместе с журналистами смело пересекли проспект Мира в неположенном месте и отправились в Главное управление МЧС по Красноярскому краю. Там им показали диспетчерскую службу «01», а также музей. Экскурсовод поведала народным избранникам о двух страшных пожарах в Красноярске, которые случились в 18 и 19 веках. Напитанные исторической информацией депутаты приступили к заседанию.
Что ни спикер, то открытие
Первым выступал Павел Солдатов, директор как раз того института, который проводит мониторинг. Среди его тезисов прозвучало следующее: краткосрочные прогнозы по землетрясениям — по дням и месяцам — носят исследовательский характер и имеют невысокую эффективность. «Надежное прогнозирование с точностью до дня пока невозможно», — значилось в презентации Солдатова. Слово «пока» внушало некоторый оптимизм. Свою презентацию директор института провел довольно грамотно. После изложения всех трудностей он выложил главную информацию: с 2009 года финансирование института сократилось более чем на 30% — с почти 7 млн руб в год до 4 с небольшим млн. При этом Солдатов заявил, что на поддержание работы этого хватает, но вот на модернизацию оборудования и какое-то движение вперед средств нет.
Отвечая на вопросы депутата Марины Добровольской, Солдатов рассказал, что если его системе необходимо до 20 минут для сбора данных, то «в Японии на это уходят минуты». Он же заявил, что на этот год ждет 5 млн руб на модернизацию оборудования. По крайней мере, его «заверили, что эти деньги будут».
Заместитель министра строительства Евгений Диев поведал собравшимся о специальной программе «Повышение устойчивости жилых домов...». Собственно устойчивость планируют повысить для 13 домов микрорайона Черемушки за 170 млн руб. Также в рамках программы должна быть сделана схема сейсморайонирования Красноярска и
Один пункт программы был необычен — проведение мероприятий по капитальному ремонту моста через протоку Енисея в Минусинске. На это запланировано 38 млн руб. Мост там действительно ужасный, к нему стоит приложить руку и, так сказать, «повысить устойчивость». Только хорошо бы надзорным органам или Счетной палате проверить все средства краевого бюджета, в основании выделения которых есть фраза «протока Енисея в г. Минусинске». Сдается, что протока эта — как бездонная бочка, куда десятки миллионов валятся еще с того времени, как краевое строительное ведомство возглавил нынешний депутат ЗС Николай Глушков.
Замминистра ЖКХ Геннадий Антоненко долго рассказывал о том, как его ведомство сотрудничает со спасателями. Ведомству нелегко — это было видно по усталому лицу чиновника — но оно методично исполняет возложенные на него функции. Именно министерство ЖКХ, например, отвечает за наличие противогазов, планов эвакуации и прочих вещей для защиты населения Красноярского края от чрезвычайных ситуаций сейсмического характера. Живость в монотонный монолог Антоненко внесла своими вопросами Добровольская.
— Сколько у нас вышло из строя тех самых противогазов, о которых мы говорим с вами лет эдак уже пять? — спросила депутат.
— На сегодня по норме положено миллион двести. Существует с истекающими сроками миллион. На сегодняшний день один противогаз стоит 4 тыс 300 руб. Для того чтобы произвести замену, на пять лет нам необходимо 5 млрд руб.
— А сколько необходимо денег на то, чтобы уничтожить противогазы, которые сегодня вышли из строя? — уточнила Добровольская.
— Два года назад нужно было около 25 млн, — ответил замминистра. — Там ведь в патроне есть химические вещества, которые просто так не уничтожишь.
Антоненко еще добавил масла в огонь — те противогазы, чей срок годности еще не вышел, уже оказались негодными. Всего 120 ящиков. Интернет дает такую информацию — «Противогаз ГП-7 в заводской упаковке: 20 штук в ящике». Посчитать количество брака несложно. А если завтра война?
— Я так и не поняла, что дальше делать? — действительно непонимающе спросила Добровольская у Антоненко.
— Деньги, — развел руками чиновник.
Главный доклад
Основным в повестке значился доклад начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ильдара Джураева. Он рассказал об основных способах оповещения населения в случае ЧС, а также признался — эксперимент с оповещением с помощью смс-сообщений вышел не очень удачным. Потребовалось 4 часа, чтобы все отправленные сообщения дошли до абонентов (основная масса смсок, как утверждается, дошла до абонентов за полтора часа). И это, сделал акцент Джураев, в обычном режиме. Когда же случается, например, землетрясение, сеть перегружена.
В конце заседания слово дали директору Центра рационального освоения природных ресурсов Виктору Сибгатуллину. Несмотря на заверения замминистра Диева о невозможности применить краевые нормы сейсморайонирования к новым стройкам — мол, нужны изменения в федеральные законы — эксперт всего за пять минут, пользуясь лишь Градостроительным кодексом, доказал обратное, по сути обвинив министерство строительства края в бездействии и непрофессионализме. «Самое больное место в Красноярском крае — это безопасность зданий и сооружений», — заявил он и обратил свой взгляд на Диева. «Здесь мы услышали сообщение о том, что мы все делаем по закону, и ничего больше сделать не можем. Так вот, все просили денег или еще чего-то... Я просто предлагаю вам, как законодателям, посмотреть на свои законодательные возможности, которые сегодня вами не используются для того, чтобы навести порядок в сейсмостойком строительстве».
— Нам говорят и лукавят, что у нас нет прав и законов. Напоминаю, что сейсмобезопасность регулируется у нас тремя документами — это Градостроительный кодекс, федеральный закон о безопасности зданий и сооружений, а также нормы и правила, которые обеспечивают строительные вещи. Так вот, если вы откроете Градостроительный кодекс, то там написано, что каждый регион, включая муниципалитет, имеет право разрабатывать и утверждать региональные градостроительные нормативы, в которых можно и даже нужно усматривать вопросы сейсмостойкого строительства. Говорят, что мы не можем обязать частного строителя. Можем, если будут приняты региональные нормативы. Это чисто законодательные функции и функции исполнительной власти.
Сибгатуллин также привел в пример Кемеровскую и Свердловскую области, где такие нормативы действуют.
В фехтовании это называется туше. У министерства строительства, наверняка, есть аргументы для оправдания, но сегодня услышать их не довелось.
Фото Анны Кравченко