4 апреля в музыкальном баре LOFT выступила группа «Крематорий» — главные мифотворцы отечественной рок-сцены, вот уже тридцать лет являющиеся смотрителями собственноручно созданных паноптикумов, бестиариев и кунсткамер.
«Крематорий», несмотря на свою известность (название уж наверняка знакомо почти всем), всегда держался особняком; не то, чтобы они приобрели статус элитарного или богемного коллектива, но плыли всегда своим курсом, держась подальше от территорий, обжитых другими заслуженными рокерами. В песнях «Крематория» не найти отчаянного правдорубства Шевчука, языческого старообрядства «Калинова Моста» или умиротворенного философствования БГ, их конёк — на редкость остроумная, изящная мифопоэтика, приправленная иронией и здоровым цинизмом. Каждая песня — законченная история со своими персонажами, самые известные из которых обрели собственные имена: «Безобразная Эльза», «Хабибулин» и, конечно же, «Кондратий». Кроме них, существует целое сборище неведомых существ и героев, проживающих в лесах, морях и даже на других планетах.
Разобраться во всей этой кутерьме могут, пожалуй, только самые преданные поклонники. Как сказал со сцены лидер группы Армен Григорян, они порой предлагают такие трактовки текстов, что диву даешься. Оно, впрочем и неудивительно: в LOFT на концерт «Крематория» пришли люди, незаурядные во всех отношениях. Музыканты, художники, бывшие (а может, и нынешние) хиппи, завсегдатаи малоизвестных книжных магазинов, в общем, все те, кто привык питаться духовной пищей — изысканной и труднодобываемой. Зал, конечно, под завязку не забили, но внимание столь интеллигентной публики ценится, как мне кажется, гораздо выше, чем интерес «случайных» посетителей, приходящих расслабиться на очередную массовую гулянку.
Как бывший и большой любитель творчества «Крематория», могу сказать с полной уверенностью: группа сегодня звучит настолько бодро, свежо и уверенно, что вызывает желание немедленно переслушать все пятнадцать номерных альбомов. Мысль посещает примерно такая: «Постойте, я же помню! Там осталось столько сокровищ!». И не беда, что из классического состава на сцене присутствовал только сам Григорян (ну и за пультом бессменный звукорежиссер группы). Новые участники все как на подбор; особенно хочется выделить скрипача Александра Лучкова и басиста Николая Коршунова. Последний до «Крематория» явно играл что-то тяжёлое и металлическое: брутальный вид, внушительные габариты и татуировка во всё плечо. Представьте мое удивление, когда я вычитал в интернете, что Коршунов в свое время записал три акустических альбома с собственной музыкой и стихами, а кроме того, имеет степень кандидата философских наук.
Григорян очень душевно общался с публикой и почти каждую песню предварял небольшим анонсом: эта — для одиноких мужчин, а вот эта — для всех сексуальных кошек. В общем, такой милый и теплый междусобойчик для старых приятелей. Скажу прямо: нечасто приходится бывать на концертах, где чувствуешь себя «своим среди своих». Не по образу жизни или роду деятельности, но по духу и мироощущению.
Богдан Богданов,
фото Александра Паниотова