Режиссеры – Марк Эндрюс, Бренда Чэпмен, Стив Пёрселл
Роли в оригинале озвучивали: Келли МакДональд, Эмма Томпсон, Билли Конноли, Джули Уолтерс, Робби Колтрейн. Роли дублировали Лиза Арзамасова, Татьяна Веденеева, Михаил Шуфутинский
Продолжительность – 100 мин
«Храбрая сердцем» - тринадцатая по счету полнометражка прекрасной студии «Пиксар», одной из немногих сил в современном Голливуде, на кого действительно можно положиться. Несчастливое число, да – но, несмотря на суеверия, это если и не триумф, то уж точно большой успех.
Формально «Храбрая сердцем» - довольно уникальный проект даже по меркам открытого к любым идеям «Пиксара». Первая полноценная сказка в их исполнении, первый фильм студии, где солирует девочка, причем не только в кадре – сочинила эту историю Бренда Чэпмен, которая изначально должна была стать и единоличным режиссером, пока ей в помощь не выписали сразу двоих мужчин. «Храбрая» действительно серьёзно отличается от всех предыдущих работ студии, в том числе на уровне банальной цветовой гаммы – ни в одном из фильмов студии мы не видели ничего похожего на густые зелено-коричневые шотландские леса, по которым рассекает миниатюрная принцесса с фантастической копной непокорных ярко-рыжих волос. И то, что нам их всё-таки показали – огромная, невероятная радость.
С некоторых других позиций, впрочем, «Храбрая сердцем» - узнаваемо-«пиксаровское» творение. По заведенным в студии традициям, это не просто мультик, это ещё и шкатулка с секретиком. Так же, как «Истории игрушек» были этакими научно-популярными учебниками по основам философии, а в «Вверх» за приключенческим кино про путешествия и воздушные шарики скрывалась абсолютно серьёзная драма о смерти и потерях, в «Храброй» волшебной сказкой на выигрышном шотландском антураже уверенно прикидывается чистосердечный роман воспитания. Причем выполненный на довольно высоком уровне изящества. Мы как-то давно привыкли, что голливудское развлекательное кино назойливо пропагандирует семейные ценности, но то, как с этим же самым посылом работает «Храбрая сердцем», вызывает желание не столько спрятаться за кресло и скорчить циничную рожу, сколько немедленно прописать просмотр «Храброй» абсолютно всем семьям, испытывающим проблемы с межпоколенческим взаимопониманием.
Тут-то, собственно, и скрывается то самое крохотное «но», благодаря которому «Храбрую сердцем» не очень получается объявить очередным шедевром от «Пиксара». Работая по сути с тем, что в самом своём сердце является камерной семейной историей, «пиксаровские» кудесники постонно стараются раздуть её до положенного большому семейному развлечению по голливудским ГОСТам масштаба. И некоторая нарочитость их приёмов нет-нет да бросается в глаза – скажем, в нарастающем, как снежный ком, финале они периодически накручивают дополнительной опасности исключительно ради того, чтобы поддать жару. Нужные уроки уже усвоены, правильные выводы персонажами сделаны, шаги по улучшению предприняты – но нет, этого недостаточно, надо поддать газу, дать Зрелища.
Впрочем, тот факт, что сердца создателей абсолютно чисты, а намерения искренни, (практически) полностью их извиняет. А такую историю, как «Храбрая сердцем», никогда не смогли бы сделать люди, в чьих собственных сердцах не горит чистого и яркого пламени настоящей человеческой доброты.
Вердикт Кочерыжкина – хорошее и яркое дополнение к практически безупречной фильмографии студии «Пиксар»