Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Люди должны почувствовать свою причастность к решению общих проблем

Люди должны почувствовать свою причастность к решению общих проблем

06.07.2012
20

Гражданское общество называют самой загадочной категорией политологии. В одних странах оно успешно развивается, а в других, например, в бывшем СССР, его не было десятилетиями. А если такая мощная держава могла существовать и без гражданского общества, так есть ли в нем необходимость? Или же современные проблемы России как раз являются результатами его долгого отсутствия? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, интернет-газета Newslab.ru запускает новый проект, в рамках которого известные красноярские ученые и общественные деятели будут рассказывать о том, что такое гражданское общество, кому и для чего оно необходимо, а также попытаются найти ответы на самые актуальные вопросы.

Открывает проект профессор кафедры «Истории и теории права» КрасГАУ, доктор исторических наук Ирина Павлова своей работой, посвященной историческим основам становления гражданского общества в России.

Вместе, чтобы выжить

Ирина ПавловаТема развития гражданского общества волнует меня как человека, живущего в нашей стране, и в научном плане. Моя докторская диссертация была посвящена проблеме истории социального попечения в России в конце XIX-начале ХХ веков. Общественная инициатива, степень участия в решении социальных проблемах в обществе у населения того периода были очень высокими. Возникают вопросы: неужели это все потеряно, можно ли сегодня воссоздать заново атмосферу гражданской активности? Почему гражданская инициатива сегодня у большинства людей отсутствует?

Есть ли в России исторические корни для создания гражданского общества? Ответ на этот вопрос очень важен, поскольку часто можно услышать мнения о том, что наша демократия совсем молода, все нужно создавать заново. А опыт можно заимствовать только в западной демократической традиции. На отсутствие исторического опыта часто ссылаются, когда оправдывают недостатки сегодняшнего дня. Но действительно ли на пустом месте создается современное гражданское общество в России?

Гражданская инициатива имеет у нас глубокие, пусть и не совсем прочные, корни. Общественная активность, стремление сообща решать важные для общества вопросы, изначально свойственны человеку. Как и все народы мира, наши предки пережили стадию народной вечевой военной демократии. Такие сообщества инициировали строительство церквей в своих «околотках», устраивали торговые дворы. Все помнят царя Ивана Грозного как самого жестокого правителя России. Однако в народных песнях он воспевался народом как положительный персонаж. Дело не только в том, что он боролся со взятками. Он был еще и «демократичным» правителем для тех лет. При Иване Грозном созываются первые Земские соборы, которые, хотя и были созданы для поддержки и укрепления царской власти, стали в конкретных условиях проявлением народного голоса.

Самым ярким примером проявления гражданской инициативы стало создание народных ополчений в период смутного времени. Деятельность купца Кузьмы Минина-Сухорука и его сподвижников — настоящее проявление гражданского общества. Земский собор, в состав которого входили даже казаки и черносошные (государственные) крестьяне, созванный в 1612 году, помогал царскому правительству преодолевать смуту в течение последующих десяти лет. Царская власть не могла существовать без поддержки народа.

До революции более 90% населения было сельским. И в России существовала долгая традиция общинного самоуправления. В северной стране, чтобы выжить, люди держались вместе. В общинах на сельских сходах, сообща решались вопросы уплаты податей, выполнения повинностей, а также насущные задачи крестьян.

Свобода слова вместо повышения зарплаты

То, что на базе общинного сознания воспитывалась именно гражданская активность, можно проиллюстрировать событиями революции 1905 года. В петиции на имя императора питерцы просили не повышения зарплаты, а свободы слова, совести, собраний, союзов, бесплатного начального образования, участия в управлении народных представителей.

На основе крестьянской практики самоуправления возникла и удивительная по своей гражданской сущности идея советов. Люди собирались посоветоваться, выработать свои требования к начальству, выбрать представителей. Советы возникли не сверху, а стихийно, по инициативе рабочих. Первый совет рабочих в 1905 году возник в Иваново-Вознесенске, а вскоре идея распространилась и реализовалась во многих городах страны. Особый пример — Красноярская республика. Ведь гражданское сообщество даже наладило выпуск своей газеты — «Красноярский рабочий». Вообще система советов — ноу-хау нашего народа. Другое дело, что эта идея была во многом дискредитирована после того, как в период, который принято называть «советским», реальной советской власти чаще всего не было. Власть была у партийного аппарата, который ограничил подлинную гражданскую инициативу.

Активно проявлялась гражданская инициатива в дореволюционный период в городах. По моему мнению, гражданственность формируется через приобщение людей к реальной управленческой практике на местах. Традиция совместного решения проблем в рамках самоуправления проявилась еще в шестигласных думах, созданных при Екатерине II. Но особенно наглядно — при создании городского самоуправления в период Городской реформы 1870 года. Реформа фактически означала, что все жители городов участвовали в реальных выборах. Строительство школ и училищ, наведение порядка на улицах, чистая питьевая вода — все вопросы жизнеобеспечения обсуждались на совете города. Памятником дореволюционного гражданского общества в Красноярске стал детский Ольгинский приют для сирот переселенцев. Деньги на то, чтобы построить здание, собирали всем городом.

Для проведения параллелей прошлого с сегодняшним днем: в конце XIX — начале ХХ века активно решались вопросы обустройства процесса обучения учеников родительскими комитетами в школах. Возникло даже соревнование состоятельных родительниц: кто лучше обеспечит подготовку завтраков в школах, на которых детей кормили даже бутербродами с икрой. Роль жен состоятельных купцов и чиновников, которые создавали имидж своим супругам и реализовывали себя как верующие благодетельницы, была вообще очень значительной в России.

Большую роль в деле приобщения к решению общих проблем играла церковь. Церковные приходы начали поворот к повседневной жизни прихожан в период реформ второй половины XIX в. Активное участие приняла церковь в организации движения трезвости (вспомним опыт Иоанна Кронштадтского). Появились попечительства о бедных при храмах.

Гражданская позиция проявлялась в периоды бедствий. Например, при пожаре в Красноярске в 1881 году, уничтожившем значительную часть города, состоятельные горожане заключали соглашение о недопустимости поднятия цен на продовольствие в этих чрезвычайных условиях, создали особый фонд помощи погорельцам.

Подмена социальных понятий

Сегодня, пройдя школу полного огосударствления сферы социальной помощи, мы во многом потеряли активное сострадание, забывая о том, что государственные механизмы неповоротливы, во все тонкости жизни сложных социальных организмов проникнуть не могут. В малых населенных пунктах и в досоветский, и в советский период наблюдалась практика прямой демократии, почти как в Швейцарской республике, когда приходившие на заседания муниципального управления горожане, заинтересованные в решении какого-либо конкретного вопроса, имели при голосовании право равного с выборными гласными (депутатами) голоса. То есть, люди чувствовали себя напрямую причастными к решению общих проблем. Это чувство причастности и ответственности и отличает настоящее гражданское общество.

Каковы перспективы развития гражданственности? Думаю, что сегодня у нас отсутствует доверие к власти, к самим себе, существуют сомнения в том, что мы можем самостоятельно что-то сделать. Произошла подмена всех социальных понятий, исторические корни гражданственности оказались подорваны, народ выдохся. Часто заграницей от своих коллег мне приходится слышать упреки, что, мол, у нас такая территория, такие богатства, а уровень жизни людей низкий, порядка нет. Спрашивают: почему люди не требуют, почему молчат? Я, выступая адвокатом своего народа, говорю об исторических причинах. Мы пережили в ХХ веке историю истребления генофонда (Первая мировая война, революция, Гражданская война, голод, репрессии, Вторая мировая война). В этих человеческих трагедиях гибли люди активного возраста, «производители» — мужчины были массово уничтожены. Но при этом мы первыми запустили ракету в космос в 1961 году, держим громадную территорию с внутренним потенциалом.

Власть пытается искусственно создать гражданское общество. У нашего народа есть некая историческим прошлым обусловленная усталость, низкое чувство собственного достоинства, отсюда наркомания, пьянство. Сегодня очень важно развивать это чувство достоинства, истреблять пресмыкательство перед властью. Если сегодня мы этого не сделаем, то будущего у нашего общества нет. Надежду мне внушает практика активной реакции на проблемы отдельных граждан интернет-сообщества. В большинстве акций видится гуманное, справедливое желание помочь пострадавшим и обиженным, организовать реальное дело. Многие люди, как показывают социологические исследования, готовы к участию в добровольческом волонтерском движении. Огромная территория России просто требует реального современного самоуправления и гражданской активности. Исторический опыт показывает, что отрегулировать, решить все вопросы из центра нельзя.

Ирина Павлова

По заказу агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы.

Рекомендуем почитать