«Не допускаются действия граждан и
юридических лиц, осуществляемые
исключительно с намерением причинить
вред другому лицу, а также
злоупотребление правом в иных формаx».
© ГК РФ, С.10
Собственно, эта история была новостью уже недели две назад. Напомню, в чём было дело. Есть в Новосибирске школа-интернат, более известная как новосибирская физматшкола. Она была учреждена ещё в далёкие (теперь уже) советские времена большими начальниками от науки (тогда они, по счастливой случайности, были одновременно и очень серьёзными учёными), действовала при Новосибирском университете, и слава её достаточно широко разошлась по вполне узким кругам.
Затем в истории этой физматшколы был не самый яркий период. Оно и не удивительно: всё самое яркое в это время происходило в нашей стране где угодно — на залоговых аукционах, в ночных клубах, но только не в университетах и не в школах. Потом, слава богу, ситуация в стране поменялась и образование опять стало востребованным общественным продуктом.
Официальное название таких школ — а их в стране всего четыре — СУНЦ. Как говорит один мой хороший знакомый (кандидат химических наук и доктор педагогических, профессор МГУ), сунц и высунц... Да, так вот. Современная эпоха характерна тем, что нынче всё, что угодно, обязано действовать лишь на основании тех или иных правильных документов. Это, кстати, в целом очень правильно. Уж не знаю, на каком основании действуют три остальные СУНЦа (московский, питерский и екатеринбургский), но новосибирский действует на основе Постановления СМ РФ от 1998 года; то есть, на основании уже вполне «современных» бумаг.
Далее история там была такая. Некий ученик, назовём его для ясности изложения, Корнелием Шнапсом, не очень-то сильно проявил себя в учебной деятельности. Прямо скажем, учился плохо и на двойки. Бывает. Может, просто не потянул (досадно, но тоже случается), может — что случается гораздо чаще — ленился и филонил. Как бы то ни было, ситуация дошла до критической точки и его стали отчислять. За академическую неуспеваемость. Прямо как меня на третьем курсе университета.
А дальше всё было как в плохом американском боевике: мать этого Корнелия, характером быв боевита и вельми доходлива, обратилась в районный суд Советского района г. Новосибирска; Советский, заметим, район в оном Новосибирске состоит ровнёхонько из одного Академгородка, где и находится упомянутая физматшкола. И вот «22 августа [суд] принял решение, согласно которому СУНЦ НГУ обязан изменить штатное расписание, а преподавание в школе должны вести не профессора НГУ и сотрудники Сибирского отделения РАН, а учителя. Учебное заведение оштрафовано на 100 тысяч рублей. По словам директора учреждения Николая Яворского, такое решение суда, по сути, означает закрытие специализированной школы и превращение ее в обычную общеобразовательную».
Это решение вынес судья Сергей Самулин. Он, говорят, давно работает и живёт в Академгородке и вполне в курсе того, что такое физматшкола. Спрашивается, чем руководствовался судья, вынося такое решение? Ответ: типовым положением о школе-интернате. Поскольку в документах СУНЦа присутствует слово «интернат». Вынесенное им решение нелепо и разрушительно. Понятно, что работа СУНЦа отличается от работы типового интерната так же, как отличается государь от милостивого государя.
Мы не знаем всех деталей того дела. Например, неизвестно (мне), какие именно аргументы в поддержку себя излагал ответчик. Возможно, они подготовились к суду очень плохо и не смогли ничего вразумительного сказать во время заседания. Но ст.10 ГК РФ (см. опять же эпиграф!) никто не отменял, а судья уж точно должен был быть в курсе этой статьи...
Очень хочется надеяться, что вынося такое решение, судья Сергей Самулин действовал из корыстных побуждений. Это, конечно, очень плохо — суды, действующие из корыстных побуждений, не очень-то уважаются обществом. Так же, как и их решения... Но если представить себе, что он выносил такое решение «по правде», то есть был твёрдо убеждён в том, что физматшкола и обычная школа-интернат — это одно и то же, то такой поворот дела выглядит ещё хуже. Поскольку даже ст.10 ГК, вынесенная в эпиграф, уже ничем тут не поможет: если человек не видит разницы между физматшколой и обычным интернатом, то и оценить «намерение причинить вред другому лицу» он также не способен.
Поневоле вспомнишь отдел административных органов ЦК КПСС, который надзирал за судами... Понятно, что советская система управления отнюдь не подразумевала независимости судов, но и таких нелепых решений она не допускала, что называется, на дальних подступах...
В настоящее время ситуация более или менее исправилась. Прокуратура вносила протест по поводу этого судебного решения. Областной суд Новосибирска отменил решение районного суда. Пока вроде всё нормально. Одна беда: народ наш насмотрелся сериалов вражьего производства и горазд стал цинически попирать статью десятую Гражданского Кодекса РФ...
В заключение — задачи, которые предлагались школьникам на биатлоне. Сегодня — «девичья порция» (те задачи, которые решали девушки) по математике и физике. Решайте их тем же манером, что и предыдущие шесть!
- В лучшем классе г. Красноярска 3/5 всех учеников составляют девушки. Из них седьмая часть — отличницы. Сколько человек учится в классе?
- Имеется 64 кг мелкой дроби и чашечные весы без гирь (т.е., весы могут установить факт равенства массы двух навесок). Как имея такие весы отмерить точно 23 кг дроби?
- На какую цифру оканчивается число 2012, возведённое в
2012-ю степень? - На равноплечих весах уравновешены два груза одинаковой массы. Затем первый груз полностью погрузили в жидкость плотности ρ1, а второй — в жидкость плотности ρ2, при этом равновесие не нарушилось. Найти отношение плотностей материалов, из которых изготовлены грузы.
- Тело бросили с высоты h в горизонтальном направлении. Дальность его полёта оказалась равной высоте, с которой его бросили. С какой скоростью бросили тело? Сопротивлением о воздух пренебречь.
- Какой стала температура T2 в комнате после того, как плотность воздуха в ней увеличилась в n раз, а давление осталось неизменным? Начальная температура воздуха T1, воздух считать идеальным газом, а комнату — непроницаемой и полностью теплоизолированной.
Михаил Садовский