Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Трамваи. Быть или не быть?

Трамваи. Быть или не быть?

16.10.2012
66

В Законодательном собрании края накануне прошло совещание по вопросам работы электрического транспорта. Но на самом деле вопрос был только один — сохранять или нет трамваи на правобережье. С одной стороны «за» демонтаж выступают жители Правого берега. С другой — они же были бы не против скоростных и, как следствие, тихих линий экологически безопасного транспорта.

Было, есть...

Председатель комитета Заксобрания по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Виктор Зубарев начал с того, что у него есть обращения жителей Красноярска с требованием убрать трамвайные пути. «В противном случае люди обещают выйти и перекрыть дорогу», — отрезал депутат. Главная жалоба красноярцев, проживающих по проспекту Красноярский рабочий и улице Московская — разумеется, на шум и вибрацию.

Немного цифр: на данный момент износ трамвайных путей — почти 70 %. Износ трамвайных вагонов, которых около 70, составляет 93,4 %. По информации городских властей, такая ситуация сложилась из-за стабильного недофинансирования этого вида транспорта.

Представитель министерства транспорта — замминистра Константин Димитров — в своем сообщении сразу обмолвился: согласия с администрацией Красноярска по данному вопросу у краевой власти нет.

— У министерства транспорта есть позиция, что данный вид транспорта не очень эффективен: территория его действия ограничена, у него малая загруженность (лишь 2 % от общего пассажиропотока в сутки), маршруты параллельны автобусному сообщению, — начал перечислять причины Димитров, а после этого обозначил главную, — В итоге мы задваиваем субсидию. Мы субсидируем автобусы с низким пассажиропотоком, и мы субсидируем трамваи с низким пассажиропотоком.

Более эффективно надо развивать внутригородскую электричку, предложил замену Димитров. Для этого необходимо организовать более удобные подъезды, хабы для пересадки пассажиров с автомобильного транспорта на электричку. «Они без пробок, без остановок смогут перевозить с одних удаленных участков нашего города на другую сторону. Например, со станции „Енисей“ до станции „Северная“ можно спокойно доехать за 20 минут». Это, по мнению чиновника, сделать легко.

Позиция города, как отметил замминистра, другая. — Ее озвучил глава города Эдхам Акбулатов на недавнем выступлении по телевидению, — начал излагать не свою позицию заместитель начальника городского департамента транспорта Анатолий Зуев.

— Он сказал, что скоростной трамвай городу нужен, только не в нынешнем виде. И когда ему был задан вопрос про метрополитен — он сказал, что городу это тоже необходимо, — цитировал Зуев начальника. — То есть мы, не забывая о метрополитене, продолжаем работать над развитием трамваев.

И может быть, городские власти тоже выступили бы за демонтаж путей, но эти меры автоматически приведут к «демонтажу» трамвайного депо и сокращению почти четырех сотен рабочих. Понятно, что на это никто не пойдет.

... и будет

Позже Зуев стал цитировать не только мэра Акбулатова, но и губернатора края Льва Кузнецова, который рекомендовал предусмотреть в рамках развития транспортной схемы скоростные трамваи. На это, по ценам 2010 года потребуется 1 млрд 300 млн руб. Проект уже готов. Тут, казалось бы, все споры должны были закончиться. Ан, нет. Депутаты начали рыть вглубь.

В частности выяснилось, что себестоимость перевозки одного человека трамвайным транспортом гораздо выше, чем автобусами. Но оно и без разборок было ясно: трамвайные пути только для этого вида, а асфальтовые дороги и для автобусов, и для троллейбусов, и для машин.

— Я не понял, в каком виде будет замена? Это будут монорельсы или что? Каким будет этот вид транспорта через десять лет? — спрашивал Зубарев. — Сегодня дотации, которые мы тратим на этот вид транспорта — очень неразумны.

Ему ответили, что если сейчас средняя скорость трамваев составляет14 кмв час, то скоростной трамвай —28 кмв час. Это меньшая шумовая и вибрационная нагрузка. И этого можно добиться, были бы деньги. Причем не на дотации, а на развитие.

Разговор то заходил в тупик, то ходил по кругу. В итоге часовое обсуждение завершилось принятием логичного решения: необходимо услышать мнение ученых, горожан, депутатов городского Совета. У краевых и городских властей появилась еще одна глобальная тема для обсуждений. Главное, чтобы участники будущих дискуссий взяли за правило тот самый трамвайный принцип — ведь они «не ходят кругами, а только от края до края». Вот бы и подобные темы находили свой понятный финал.

Рекомендуем почитать