Нынешнее заседание сессии Законодательного собрания было знаменательно двумя моментами. Во-первых, народные избранники попрощались с одним из своих коллег. Виктор Зубарев пошел на повышение — в Государственную Думу. Во-вторых, проголосовали большинством голосов за принятие бюджета края на 2013 и плановый период 2014-2015 годов. Расстались с Зубаревым депутаты легко. А вот обсуждение бюджета оказалось тяжелым.
За окном совсем недавно рассвело. Народные избранники провожали в столицу Виктора Зубарева. Но он, казалось, уже был там. Обычного особого желания разговаривать не демонстрировал, держался нейтрально и эмоций не проявлял. И даже по вопросу принятия краевого бюджета он за полтора часа так ни разу не высказался. Единственное, чем себя проявил — обратил внимание на депутатские призывы к думцам от края больше заботиться о судьбе региона и лучше отстаивать его интересы на федеральном уровне. Впрочем, сделать это Зубарева вынудил сосед — Анатолий Матюшенко, потянувший его за рукав. Слушая наказы коммунистов, новоиспеченный депутат Госдумы продолжал тихонько разговаривать по телефону.
Доклад
Министр финансов Роман Одинцов уже давно привык быть одним воином в поле. Ведь именно на Одинцова сыплются финансовые «хотелки» всех и вся, а он обязан в лепешку расшибиться, но концы с концами свести.
Он встал с кресла, чтобы направиться к трибуне. Встал так, как встают со своего места борцы, отправляющиеся на ковер или татами на самую важную в их жизни схватку. Роль тренера исполнил министр образования Вячеслав Башев — напутственно похлопал Одинцова по плечу.
А министр вышел и начал рассказывать неутешительные вещи. Экономика края традиционна, основывается на налогах крупных промышленных предприятий, ориентированных на экспорт. По словам Одинцова, «она глубоко интегрирована как в российскую, так и в мировую экономику». Хорошо ли это? Вряд ли. Зависимость от цен на цветные металлы, нефть и курса доллара ставит краевой бюджет изначально в невыгодное положение, если не сказать жестче.
— Прирост налогового потенциала не соответствует тем ожиданиям, которые были у нас год назад, — констатировал министр.
Зато было, что доложить о расходах бюджета. Как обычно, все социальные обязательства исполняются, зарплата бюджетников вырастет вновь — на 5%, материнство и детство поддерживаются, тарифы сдерживаются, все начатые проекты завершатся.
— По 2013 году дефицит бюджета находится на предельно допустимом Бюджетным кодексом уровне. Так, в 2013 году параметры бюджета будут выглядеть следующим образом: доходы составят 133 млрд 400 млн рублей, расходы — 154 млрд 500 млн. Дефицит превысит 21 млрд рублей, — назвал Одинцов ничего не значащие для простого человека цифры.
Сводить дебет с кредитом будут за счет возврата кредитов, выданных муниципальным образованиям, за счет приватизации, за счет остатков бюджета 2012 года на начало года будущего. Будут, да не сведут. Не хватит. А посему придется наращивать долги перед государством — более чем на 15 млрд рублей. С такими темпами, обозначил министр, сумма госдолга составит к началу 2016 года 76 млрд. рублей. Главное, что есть пока у кого занимать.
Придется еще поработать
Разрывать вопросами Одинцова начали сразу. И без перерыва делали это в течение часа. Молодой коммунист Седов вновь пытался поговорить о занижении налоговых поступлений от некоторых предприятий края. Затем слово взял Валерий Сергиенко. Очаровательная депутат Шишацкая смотрела на него с нескрываемым восхищением.
— Я вчера на комитете уже задавал очень короткий вопрос. Сейчас я с несколько другой стороны, — предупредил Сергиенко. — В проекте закона о бюджете сказано, что одними из целей бюджетной политики объявлены подготовка к возможному проведению в Красноярске Универсиады и формирование системы «Открытое правительство». Вот по первому вопросу я вчера получил короткий исчерпывающий ответ. Я спросил: сколько стоит Универсиада для бюджета края? Министр сказал: не считали. Так вот, хочу спросить об «Открытом правительстве». Это тоже расходное обязательство? И если да, то сколько стоит?
Одинцов ответил, что Универсиада — это не просто разовое мероприятие, а целый комплекс, связанный с развитием инфраструктуры региона. А потому суммы будут известны только после того, как Красноярск официально станет местом ее проведения. По поводу «Открытого правительства» министр пояснил: «Это более широкое понятие. Оно подразумевает публичность и прозрачность деятельности органов исполнительной власти всех уровней. Речь идет от банального размещения информации в СМИ до участия всех заинтересованных сторон в обсуждении всех важных для края вопросов». Траты на это, по словам чиновника, в рамках долгосрочной целевой программы составят «порядка ста с небольшим миллионов рублей».
Еще один вопрос Сергиенко — о покупке краем двух больниц у Красноярской железной дороги. Тут на него смотрел депутат Рейнгардт. И совсем не с восхищением. На счет больниц Одинцов заверил — другого способа перевести на баланс края лечебные учреждения нет.
Об эффективности бюджетных трат министру решил напомнить Алексей Клешко. Хотя на самом деле в данной ситуации вряд ли можно найти крайнего. Крайними будут все.
— У меня простые вопросы, связанные с тем, что я постоянно слышу, когда мы принимаем бюджет. Те слова о том, что мы выдерживаем все социальные обязательства и продолжаем все начатые проекты... — начал Клешко. И принялся доказывать всеобщую неэффективную работу — и Законодательного Собрания, и правительства края. Например, в 2013 году не откроются обещанный литературный музей и Юдинская библиотека, указал депутат. А после перешел к самому болезненному.
— Скажите, Роман Валерьевич, сами вы лично как считаете: достаточно ли повышение заработной платы бюджетникам на пять процентов в следующем году? И согласны ли вы лично как бюджетник с тем, что такое повышение произойдет только в четвертом квартале следующего года?
— Личное мнение как министра? — спросил Одинцов.
— Как человека, который кормит свою семью, — обозначил рамки Клешко.
— Что касается повышения заработной платы. Ну, во-первых, на пять с половиной процентов. И не в четвертом квартале, а в начале четвертого квартала, — осадил депутата министр.
За бюджет высказались 37 депутатов. Против — 8. Воздержалось — 2. Один народный избранник так и не проголосовал. То ли не успел, то ли постеснялся. После такого первого чтения во властных коридорах работа явно закипит сильнее.
Фото Андрея Бурмистрова, Заксобрание Красноярского края