Главная
>
Статьи
>
«Аркаим. Дневник пропавшего археолога», Most Creative Club

«Аркаим. Дневник пропавшего археолога», Most Creative Club

11.12.2012
5

То, что книги можно не только читать, но еще и играть в них, многие из нас поняли очень рано: в школе, когда старательно вычерчивали усы на физиономиях великих личностей в учебниках или дописывали нужные и важные слова над их именами. Потом пришло знание о Gamebook’ах, позволявших самостоятельно продевать героическую нитку сквозь щедрую подборку сюжетных «ушек», о Handbook’ах и Masterbook’ах, дававших возможность сочинять собственную книгу вслух, по лекалам настольной ролевой игры; достоверно известно, что конце 80-х в Британии появилась даже первая Interactivbook, головоломка в картинках, которая скрывала местонахождение закопанного где-то настоящего сокровища. В 2012 году такая штука появилась и в нашей стране — группа авторов издала «первую интерактивную книгу», соединив в ней подростковый любовный роман с тайнами острова Пасхи и завершив всё открытым финалом — специально для желающих его дописать.

Фабула «Аркаима» напоминает детский авантюрный детектив — молодые люди пытаются разгадать секрет древней статуэтки, обнаруженной на археологических раскопках в Челябинской области; в поисках им помогают мудрые старцы и туманные пророчества, мешают — некие зловещие темные силы и воплощающий их вполне реальный московский олигарх. Главный герой ведет дневник, в который подробно записывает все, что происходит с новоиспеченными Избранными, сопровождая это карандашными рисунками и справочными материалами вроде телефонных номеров или адресов электронной почты. В финале герои пропадут без вести, а читателям будет предложено довершить начатое ребятами дело, раскрыв жутковатую тайну и собственноручно выкопав пресловутую золотую фигурку. Адреса, фотографии, пароли и явки — подлинные, драгоценный металл — подлинный, конкуренция — нешуточная (судя по тиражу, еще минимум 9 999 человек, кроме тебя). В чем подвох?

Прежде всего, в том, что до приза пока никто так и не добрался. Проект «Аркаим» — это работа некой рекламной группы, которая таким образом не столько преподносит читателям загадки древних цивилизаций, сколько демонстрирует мощь своего агрегата по производству креативных идей. У книги есть сайт, где дискутируют над сокрытыми в ней головоломками, есть аккуратный буктрейлер, есть ненаписанная страница в Вики, и, конечно, чем дольше будет кипеть читательский энтузиазм, тем жирнее будет бульон; головоломка сложна настолько, чтобы не быть расколотой в ближайшее время, но вместе с тем, наверняка, решаема самыми упорными и любознательными. Поленьев в топку подбавляет то, что сам по себе Аркаим — место вроде как реальное, туристически-прикладное, и чуши вокруг него в сети столько, что отличить ловко сочиненные авторами бредни от бредней общенародных попросту невозможно (постепенно все новости про это место начинают казаться тебе сфабрикованными прямо-таки инфернальной бригадой разработчиков). Над головоломкой хочется думать, невзирая на то, что чтение самого произведения превращается в пытку.

Главный и в некоторой степени даже трагический недостаток книги — это весьма невысокое качество текста. Конечно, стилизация под путевой дневник не предполагает каких-то словесных излишеств или стилистических красивостей, однако общий слог повествования периодически скатывается до уровня сентиментально-приключенческих виршей восьмиклассника на обороте учебной тетради (что с учетом возраста и образования «автора» выглядит нелогично). Однако если это еще можно отнести на счет неискушенности главного героя в писательском искусстве, то простить молодому человеку скупые описания наиболее драматичных моментов его приключения решительно невозможно. Забавно, что внятность текста очевидным образом убывает на протяжении всей книги (и это, опять-таки, если придерживаться «документальной версии», нелогично, ведь на гражданке у «автора» было куда больше времени для ведения дневника) — действия становятся скомканными, диалоги — откровенно лубочными, а новые персонажи выпрыгивают как чертики из табакерки.

Все это порождает очень неприятную проблему — возможно ли, чтобы в столь неизящной книге содержалась действительно изящная головоломка? И, если нет, может быть еще не поздно отложить «Аркаим» в сторону и взяться за какое-нибудь столь же сложное, но совершенно непритязательное судоку?

Евгений Мельников,
книга для обзора предоставлена магазином детских книг «Этажерка»

Рекомендуем почитать