Главная
>
Статьи
>
«Код Дурова», Николай Кононов

«Код Дурова», Николай Кононов

18.12.2012
6

Каждый гуру нуждается в своем жизнеописании, поскольку святой образ, отпечатавшись на бумаге, приобретает еще большую убедительность для адептов. Создатель отечественного стартапа, взлетевшего в кратчайшие сроки до уровня культового, разбрасывающий с балкона банкноты и язвительно троллящий сталинистов Павел Дуров долгое время скрывался в тени, время от времени освещая себя редкими вспышками экстравагантных выходок. Автором книги-прожектора стал бывший журналист «Forbes» Николай Кононов, выудивший максимум информации из знакомых, родственников и деловых партнеров Дурова, а также многочасовых бесед с ним самим.

«Код Дурова» - увлекательная и бойкая беллетризованная биография этого социопатичного гения, столь удачно пересадившего «Facebook» на российскую почву. Увлекательность обеспечивается за счет концентрированной публицистики очень высокого класса, украшенной витиеватыми литературными красивостями («мир лежал под ногами Дурова, который экономил на маршрутке») и отчетливой тягой автора к ярким метафорам и лирическим отступлениям («Солнце красило муравейник в охру и бликовало в его стеклянных панелях. Муравьи жили свою жизнь и к вечеру затихали – накидывали на плечо рюкзаки и исчезали. Они одевались похоже – либеральный casual: тенниски, шлепанцы, джинсы. Их исход напоминал вечерний отлив на шумящем неподалеку океане»). Бойкость же – это следствие крайней увлеченности автора главным героем. Кажется, что Кононову то и дело хочется унестись галопом вслед за своим визави, но страшным усилием воли он каждый раз заставляет себя притормозить и дотошно расшифровывать мельчайшие, но при этом значимые детали из жизни Дурова: взаимоотношения со школьными учителями, диктаторские замашки, манеру вести деловые переговоры, даже новые песни в плейлисте социальной сети.

Иначе никак: на героя нашего времени сын профессора и выпускник филфака СПбГУ не тянет, образ удачливого фрика однозначно перерос, в качестве отца успешного бизнес-проекта отметился, но – в общем-то «деньги – это совсем не про него» - короче говоря, не совсем ясно, с какой стороны подходить к этому персонажу. Сознавая все это, автор взялся за него сразу же со всех ракурсов, отчего структура классического жития переплелась с летописью становления «ВКонтакте» как важного игрока на развивающемся экономическом рынке новых медиа в нашей стране. Это сочетание плохо скрываемого восторга с сухим тоном журналистского расследования то раздражает, то восторгает.

С одной стороны, Кононов детально объяснил, как целеустремленный и вечно идущий поперек всех отличник сумел выстроить собственный уютный мирок в мире победивших троечников, рассказал об общении того с Сурковым, Цукербергом и Алишером Усмановым, об эпическом противостоянии «ВКонтакте» и Mail.ru, когда новичков пытались поглотить, чтобы монетизировать по максимуму. Последнее – вообще чуть ли не структурообразующий элемент всего жития Дурова, с помощью которого автор вновь и вновь противопоставляет свободолюбивого ботаника в черной куртке унылым менеджерам с цепкой деловой хваткой, которые обозревают мир поверх стопки банкнот. С другой стороны, еще немного – и получилась бы настоящая осанна, а это для только-только обозначившего себя в публичном пространстве героя все-таки чересчур.

Дурову свойственно подстегивать интерес к себе и своим разработкам скандалами – взять хотя бы недавнюю историю с удалением из «ВКонтакте» песен Сергея Лазарева как не представляющих культурной ценности, или же самое страшное, скандальное и общественно значимое (без шуток) событие «нулевых» - изменение дизайна стены в этой популярной социальной сети. Автор не единожды подчеркивает, что именно провокацию его герой почитает главным орудием в борьбе с косностью окружающего мира – это «способ менять продукт быстро, без ненавидимых им бюрократических проволочек». Однако в этом отношении, литературный образ основателя «ВКонтакте» никакой провокацией не является – это мятежный романтический герой, вызывающий исключительно симпатию, никак не развивающийся, без четко обозначенных перспектив.

Кононов в каком-то интервью подчеркивал, что его герой не согласовывал текст книги. Исходя из того, что мы узнали о Дурове из «Кода», она обязательно потешит его самолюбие, но вслух в том он вряд ли признается – исключительно из чувства протеста.

Рекомендуем почитать