Главная
>
Статьи
>
Джентльмены, удачи!

Джентльмены, удачи!

28.12.2012
15

Режиссеры – Александр Баранов, Дмитрий Киселев

В ролях: Сергей Безруков, Марина Петренко, Гоша Куценко, Антон Богданов, Дато Бахтадзе, Валентин Смирнитский

Продолжительность – 94 мин

Вот уже четырнадцать минут, как я беспомощно сижу перед абсолютно чистым листом текстового файла под звуки интернет-радиостанции Sonic Universe (в описании стоит NuJazz and Avant-Garde, но играет почему-то что-то, в лучшем случае похожее на Gotan Project). Кажется, все слова, которые предназначались художественному фильму «Джентльмены, удачи!», я за годы практики уже полностью растратил. На «Жару» и на «Иронию судьбы», на «Чёрную молнию» и на «Мам». На что-то ещё, не помню уже что, но стопроцентно отечественное и выпущенное к какому-нибудь празднику.

В новейшую отечественную праздничную кинотрадицию – «А давайте к празднику сляпаем что-нибудь по быстрому, особенно не открывая глаз? Всё равно всем делать нечего, припрутся, как миленькие!» - «Джентльмены, удачи!» не столько красиво вписываются, сколько берутся её гордо и в полной мере олицетворять. Всё, чем так славно и бесславно отечественное праздничное кино – в «Джентльменах, удачи!» есть, причем не столько в лучшем, сколько, я бы сказал, рафинированном виде.

Практически полное отсутствие жизни в кадре, вытесненной безвоздушной открыточной благостностью закадрового нарратива. Плохо прогнозируемые интонационные метания – фильм неловко шатает от преувеличенно бодрой комедии про идиотов к надрывной мелодраме про торжество новогодних ценностей, а оттуда, ещё более внезапно, в криминальный боевик (с финалом, подсмотренным, чего уж мелочиться, в «Терминаторе-2» - только там робот выходил на робота, а здесь Безруков на Безрукова). Шутки, которые считываются на этапе завязки – за те четыре с половиной, что действительно смешные, видимо, отвечает популярный сетевой писатель Слава Сэ, приглашенный полировать сценарий; впрочем, его репортажи со съемок в ЖЖ остроумнее и смешнее получившегося фильма раз примерно в пятьсот. 

Одномерные, совершенно искусственные персонажи – прописывать разные мелкие сквозные мотивы, вроде усов, слова «предатель» или способа лечения от боли, уже научились (начала срабатывать чья-то светлая мысль сгонять пару ребят на пару сценарных семинаров), а вот с полнокровными людьми по-прежнему беда-беда-огорчение. Из всех героев фильма более-менее живой смотрится только героиня Марии Петренко, причем (и это немаловажно), что в милицейской форме, что на высоких каблуках посреди сталелитейной фабрики (или что там у них было).

А Безруков – ох, Безруков. Он будто намеренно играет на понижение – даже в фильме, прости господи, «Каникулы строгого режима», в схожей, в общем-то, роли, в нём было в разы больше жизни и энергии. Когда он изображает Лёшу Трешкина, аниматора из детского центра (хотелось бы долго и пристально посмотреть в глаза тому человеку, что ввернул в официальный синопсис фильма словечко «хипстер»), ещё просто немножко неловко – когда же он берётся за опасного рецидивиста Смайлика, начинается форменное «святых выноси». Нешуточные комические таланты Гоши Куценко сводятся к нелепому заиканию и подчеркиванию его лысины идиотскими фальшивыми патлами – что-то близкое к его настоящему потенциалу мелькает только раз, в той обреченности, с которой он предлагает отдыхающим на египетском пляже «романтическое приключение с аватаром» (не спрашивайте).

Я примерно представляю, что они могут на всё это ответить. Да что вы, мол, уважаемый, бог с вами, ха-ха. Это же просто новогоднее кино, ха-ха, не Тарковский же, так, одноразовая поделка для зарабатывания денег, и вообще, why so serious? Но, знаете – надоело. Это ровно такое же понижение планки, каковым занимается и довольно талантливый актёр Безруков – раз уж у нас никто не может сделать нормальное зрительское кино, то давайте все дружно делать вид, что вот то, что есть – оно тоже самое нормальное, чего вы. По результатам «Джентльменов, удачи!» хочется всем задействованным в процессе твёрдо сказать – хотите и дальше понижать, так пожалуйста, будьте добры. Только уже без нас.  

Вердикт – эталонное праздничное отечественное кино, со всеми вытекающими

Рекомендуем почитать