Главная
>
Статьи
>
«Каникулы строгого режима»

«Каникулы строгого режима»

31.08.2009
41

«Каникулы строгого режима»Режиссер — Игорь Зайцев
 В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алена Бабенко, Владимир Меньшов, Алексей Кравченко, много очень милых детей
Продолжительность — 112 м

Два зека бегут из тюрьмы и скрываются в пионерлагере под видом вожатых — при таком сюжетном заходе стремления авторов сделать истинно народное кино становятся очевидными как-то сразу, автоматически. Тюремная тематика, вечно популярная в стране победившего «Радио Шансон» с одной стороны, и коллективная ностальгия по всему «старому доброму» с другой — тут хочешь — не хочешь, а попадёшь в десятку в плане горячей народной любви. По крайней мере, в первые пару-тройку недель проката.

Для закрепления результата есть и несколько маячков поменьше — Первый канал, гипотетически долгожданная со времён «Бригады» встреча Безрукова и Дюжева, аллюзии к «Джентльменам удачи» (это для самых непонятливых). Суждена ли «Каникулам» долгая творческая жизнь в тёплой народной памяти по окончанию проката — это уже совсем, совсем другой вопрос; с ним, к счастью, прямо сейчас разбираться необязательно. Да, к большой народной любви «Каникулы» стремятся слишком уж напористо и без затей — но в этой их прямолинейности чудится и какое-то обезоруживающее простодушие. Говоря совсем просто, из всех больших отечественных кинопроектов последнего времени на «Каникулах» мучаешься менее всего. Здесь нет телевизионной мертворожденности «Адмирала» и леденящей безжизненности «Иронии судьбы»; этот фильм не населяют прямоходящие инопланетяне-гуманоиды, как «Жару», и он не высверливает тебе все мозги, как «Обитаемый остров». Здесь, наконец, почти два часа смотришь на артиста Безрукова и почему-то не испытываешь лютого, неутолимого желания немедленно совершить что-нибудь чудовищное — либо с собой, либо со всем человечеством.

Понятно, что это несколько странная затея — вносить в список достоинств фильма отсутствие у него недостатков других картин; но ситуация с новым русским кино в последнее время такая, что всё вышеперечисленное и правда нешуточное достижение. Другое дело, что, избежав резкого уклона в минус, фильм особенно не торопится двигаться в обратном направлении. Да, здесь есть приятно расслабленный Дюжев и множество милых детей, да, некоторые шутки вышли удачными, плюс есть изобретательные титры и приятная во всех отношениях актриса Бабенко. Но при этом вся тюремная проблематика выписывается как-то слишком выпукло и продолжительно для фильма предположительно семейного и доброго, да и вся не очень тонкая японская линия приплетена к картине неизвестно зачем. То есть, в ситуации с «Каникулами строго режима» вышла этакая боевая ничья. Они легко могли бы стать фильмом как чудовищным, так и весьма неплохим — но предпочли остаться на уровне безобидного нуля. Тоже, в общем, позиция.

Вердикт Кочерыжкина - очередная попытка сделать «народное» кино; вроде непротивная

Рекомендуем почитать