Главная
>
Статьи
>
Водка не пошла

Водка не пошла

17.01.2013
52

С Нового года в очередной раз поднялись цены на водку. Теперь минимальная стоимость «поллитры» в рознице составляет 170 руб. (в начале прошлого года — 125 руб.) Как следствие, продажи водки резко упали. Производители полагают, что это временное явление — к лету, по их прогнозам, народ смирится с новыми ценами и продажи «родимой» восстановятся. Продавцы настроены куда пессимистичней — они воочию наблюдают отток покупателей из магазинов и уверены, что прежнего сбыта уже не будет — часть потребителей перейдет на подпольный суррогат и самогон.

Судьба «Шушенской» под вопросом

Напомним, рост цен на водку вызван повышением с Нового года акцизов для производителей — на 36%. Если раньше они платили в казну 60 руб. с каждой бутылки, то теперь 80 руб. Повысился и акцизный сбор с продавцов — на 15%. В итоге, минимальная стоимость бутылки водки в магазинах поднялась почти на 50 руб. Учитывая, что 40% потребителей в крае покупают именно дешевую водку, торговцы алкоголем незамедлительно ощутили у себя спад продаж.

— Даже с учетом традиционного снижения продаж после Нового года, спрос на водку значительно упал — раз в пять, точно. В магазинах тишина, люди мечутся по городу, ищут торговые точки, где еще не очухались от новогодних праздников и не успели поднять цены на алкоголь, — говорит управляющая магазина алкогольных напитков «Ахтамар» Тамара Нетесова.

Все водочные заводы в крае в настоящее время стоят. Они славно потрудились перед Новым годом, произведя общими усилиями около 1 млн декалитров (дал) водки. Больше всех — почти 500 тыс. дал — выпустил «Красноярский водочный завод». Около 300 тыс. пришлось на долю «Минала» («Байкалфарм»), немногим меньше произвела «Шушенская марка» (учитывая, что завод в простое с ноября прошлого года). По словам директора Некоммерческого партнерства «Енисейская алкогольная ассоциация» Валерия Анохина, все склады алкоголя в крае забиты под завязку. Производить новые партии товара заводам сейчас нет смысла, а, в виду того, что продажи водки просто встали, еще и убыточно.

— То, что заводы сейчас стоят, это нормально. Так всегда бывает после Нового года: накануне они выпускают повышенную норму товара, а потом приостанавливают производство, ожидая, пока распродадутся складские остатки, — пояснил Анохин.

Впрочем, руководитель алкогольной ассоциации признал, что этот год дастся заводам тяжелее прежних лет — из-за резкого удорожания водки и падения спроса на нее, возможно, простаивать придется дольше обычного. А «Шушенская марка», может, уже и вовсе не «очнется ото сна» — на заводе висят кредитные долги размером более миллиарда рублей. — Снижение продаж влечет за собой снижение объемов производства. И в этих условиях заводу трудно выплачивать долги. Поэтому есть большая вероятность того, что «Шушенская марка» уже не выплывет, — заметил Валерий Анохин.

Соображать на троих стало накладно

Резкое падение спроса на водку Анохин считает временным явлением. — Конечно, разница в 50 рублей для большинства потребителей ощутима. Люди психологически не готовы сейчас платить 170 рублей за продукт, который еще месяц назад стоил 125 рублей. Однако это продлится недолго, пару-тройку месяцев. Потом люди привыкнут к новым ценам, и они перестанут их пугать, — уверен Анохин.

Производители алкоголя также надеются, что все будет «хорошо», но в прогнозах более осторожны, чем руководитель алкогольной ассоциации. Они рассчитывают, что продажи восстановятся хотя бы через полгода.

— Перед Новым годом заявки на нашу продукцию от оптовых поставщиков были очень большими. Оно и понятно — все хотят заработать на разнице в акцизе. Если же говорить о заявках на первый квартал этого года, то они куда скромнее, спад очень серьезный. Ситуация показывает, что потребитель не готов платить существующую цену, продается водка только по самой минимальной стоимости. Однако мы не думаем, что по итогам года объемы продаж и производства водки существенно снизятся. Все-таки наш край, как и страна в целом, ориентирован на потребление именно крепкого алкоголя. Полагаю, что к лету продажи восстановятся, если, конечно, не будет очередного повышения цен, — рассуждает заместитель директора по коммерческим вопросам «Красноярского водочного завода» («КВЗ») Эмиль Халилов.

Халилов добавил, что «КВЗ» рассчитывает даже увеличить объемы производства по сравнению с 2012 годом. — Такова стратегическая задача предприятия. Однако, естественно, мы реально смотрим на вещи, и понимаем, что удорожание алкоголя произошло очень серьезное, тяжелое для покупателей. Мы, как никто, ощущаем это на себе, поскольку производим водку исключительно эконом-сегмента, рассчитанную на массового потребителя. Поэтому задача-минимум для нас — хотя бы остаться на уровне прошлого года — около полумиллиона декалитров, — уточнил Халилов.

Однако розничные продавцы алкоголя не разделяют оптимизма производителей. — Мы общаемся с покупателями, и многие говорят, что цена водки стала неподъемной для них. И многие уже начали делать настойки, домашние вина, гнать самогон. Это выходит дешевле, чем покупать водку в магазине, — говорит Тамара Нетесова.

Кроме того, по мнению Нетесовой, у потребителей сейчас начнет меняться мотивация приобретения водки. — Во-первых, водку станут покупать только по какому-то случаю. Ежедневно «соображать на троих» теперь накладно. Исходя из этого, полагаю, что люди станут покупать более дорогую и качественную водку — она поднялась в цене меньше, чем простая и дешевая. Сейчас их может разделять 25-30 рублей, тогда как прежде разница доходила до 50 рублей и выше. Поэтому будет смысл немного доплатить и купить более качественный продукт. Но в любом случае общий объем продаж водки снизится, — считает Нетесова.

Подпольные бутлегеры активизировались

По мнению Валерия Анохина, часть покупателей водки действительно перейдут на самогоноварение и дешевый подпольный суррогат. Однако он считает, что это некритичная для рынка масса потребителей. — Водки меньше пить не станут. Это однозначно. Статистика показывает, что из года в год красноярцы потребляют примерно одинаковое количество водки. Например, в 2011 году ими было выпито 2,954 млн декалитров, а в 2012 — 2,915 млн декалитров. Разница, как видите, небольшая, — доказывает Анохин.

Руководитель алкогольной ассоциации уверен, что потребление контрафактной продукции в крае, если и увеличится, то незначительно. Ее доля на рынке из года в год также остается примерно одинаковой — около 300-400 тыс. дал. — Я могу судить по 2007 году — тогда рынок был практически свободен от контрафакта и жителями края было потреблено около 3,3 млн дал легального алкоголя. Учитывая, что в последующие годы они употребляли в среднем около 3 млн дал, разницу я и отношу на ежегодную долю контрафактной продукции, — пояснил Анохин.

В управлении экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД России по Красноярскому краю говорят, что в последние годы производства нелегального алкоголя на территории края практически не попадаются. Основной объем контрафакта идет к нам из других регионов, в первую очередь, с Кавказа и из Подмосковья. Реализуется «паленка» в основном в сельской местности, а также в городских ларьках, павильонах и небольших окраинных магазинах. В прошлом году сотрудниками УЭБиПК на территории края было изъято около 300 тыс. л (8 железнодорожных вагонов) нелегального алкоголя, перехвачены поставки пяти крупных партий водки, коньяка, вин, портвейна на сумму около 50 млн руб. Будет ли увеличение поставок контрафактного алкоголя в край в этом году, в ведомстве спрогнозировать затруднились.

Производители, в свою очередь, утверждают, что давление со стороны подпольных бутлегеров уже усилилось. — По фотоотчетам, в основном, из регионов видно, что продукцию местных и федеральных производителей на полках магазинов уже теснит водка, как я их называю, «подмосковных» заводов. Уверен, что в течение года конкуренция со стороны поставщиков контрафакта еще более усилится, — говорит Эмиль Халилов.

Рекомендуем почитать