Идея официально продавать «красивые» регистрационные номера автомобилей, мягко говоря, не нова — за последние несколько лет ее неоднократно высказывали депутаты Госдумы и руководство Госавтоинспекции. Однако дальше идей и законопроектов дело никак не продвигается. Пока государство размышляет, «модные» номера успешно расходятся на подпольном рынке — в обход казны и за немалые деньги.
Номера по цене автомобилей
С очередным законопроектом легализации продажи «красивых» номеров выступил на прошлой неделе депутат Госдумы Михаил Сердюк. Коллеги поддержали его инициативу — в ближайшее время будет создана специальная комиссия по рассмотрению данного вопроса. Идея все та же — одолеть коррупцию в ГИБДД и направить средства от продажи «красивых» номеров в бюджет государства. Причем деньги должны пойти не на что иное, как на ремонт дорог.
Если ранее номера предлагалось продавать с молотка, то Сердюк поначалу хочет установить на них фиксированную цену — в 100 раз дороже обычной госпошлины. То есть, 150 тыс. рублей (госпошлина за регистрационный номер составляет сейчас 1,5 тыс. рублей) В будущем, когда практика официальных продаж окончательно приживется, можно будет переходить к открытым аукционам. Это позволит увеличить поступления средств в бюджет, считает парламентарий.
Объем черного рынка автономеров точно неизвестен, но, судя по ценникам на отдельные знаки, деньги там крутятся немалые. Например, в Москве стоимость «красивых» номеров доходит до 0,5-1 млн рублей, а за номера особых серий — которые ставят на машины членов правительства, сотрудников различных ведомств и администраций, крупных чиновников — просят едва ли не 1,5 млн рублей.
В подкрепление своей инициативы Сердюк привел примеры других стран, в которых продажа номеров давно узаконена. Например, в Великобритании, где регистрационные знаки официально продают с 1989 года, госбюджет за это время пополнился на 1,5 млрд фунтов стерлингов. А в ОАЭ в 2008 году за продажу одного только номера государство выручило 14,5 млн. долл.
Восемьсот тысяч за «три семерки»
В Красноярске тоже хватает водителей, для которых понты дороже денег, поэтому подпольная торговля «красивыми» номерами у нас идет бойко. Хотя, кажется, в местной ГИБДД об этом не знают. — Около двух лет назад мы одними из первых в России внедрили у себя специальную компьютерную программу, которая занимается распределением номеров. Когда к нам приходит очередная партия знаков, все они вносятся в базу данных программы. Затем, при регистрации каждого автомобиля инспектор «забивает» в компьютер его данные и только после этого программа сама выдает номер. Узнать заранее, какой номер выпадет той или иной машине, невозможно — это чистая лотерея. Соответственно, инспектор не может предварительно отсортировать «красивые» номера и выдать их «кому положено», — утверждают в ГИБДД Красноярска.
Не получится, по словам «гаишников», и зарегистрировать купленный нелегально номер. — Можно разве что приобрести номер вместе с автомобилем и зарегистрировать его на себя. Нынешние правила разрешают не менять номера авто при купле-продаже. Точно так же, продавая машину, владелец может оставить номер за собой и устанавливать его на все последующие свои автомобили, — пояснили в красноярской ГИБДД.
Хотелось бы во все вышесказанное верить, однако факты говорят об ином. — На нашей доске объявлений куча предложений о продаже регистрационных знаков. Глупо отрицать, что в Красноярске нет черного рынка госномеров. Продают как «красивые» номера — с одинаковыми цифрами или буквами, симметричные, так и вполне обычные, «некрасивые». Стоимость в среднем начинается от 10 тысяч рублей и доходит примерно до 300 тысяч. За эту сумму можно купить, скажем, номер «три семерки». Самый дорогой номер в Красноярске, насколько мне известно, был куплен за 800 тысяч рублей, — рассказывает руководитель портала 24auto.ru Артем Потехин.
Объем местного черного рынка номеров автоэксперты подсчитать также затруднились. — Думаю, что больше всего любителей «красивых» номеров в Москве, Питере и на Кавказе. Но и в Красноярске их тоже хватает, судя по тому, что спрос на такие номера был и есть. Что касается предлагаемой официальной цены за номер в 150 тысяч рублей, то сложно судить, насколько она адекватна. Тут надо действительно оценивать это рынок и спрос, и на основе этого определять стоимость, — говорит председатель Красноярского отделения «Федерации автовладельцев России» Павел Стабров.
— Естественно, сейчас «красивые» номера покупают только обеспеченные автовладельцы. Если у тебя автомобиль стоит 2-2,5 миллиона рублей, почему бы не потратить тысяч сто на крутой номер для него. Тех, для кого это важно, у нас предостаточно, — добавляет Потехин.
Спрос есть и будет
Обсуждать полезность законопроекта о легализации продажи автономеров в очередной раз бессмысленно. О том, что это необходимо сделать, уже неоднократно заявляли и депутаты Госдумы, и руководство Госавтоинспекции, и автомобильные эксперты. — Очевидно, что спрос на «красивые» номера есть и будет. Соответственно, нужно удовлетворить его законным способом, вместо того, чтобы и дальше поощрять коррупцию и нелегальную торговлю, — отмечает руководитель проекта «Шанс-Авто» Александр Август.
Тем не менее, узаконить продажу номеров у нас никак не могут с 2009 года, когда появились первые соответствующие законопроекты. — Могу предположить, что у правительства и Госдумы хватает других, более важных, проблем для обсуждения. Поэтому законопроекты о легализации продажи номеров никак не могут доработать и принять. А чиновникам от ГИБДД это и невыгодно — торговля номерами для них «нехилая» кормушка. Зачем отдавать ее государству? Поэтому, не уверен, что и сейчас дело дойдет до логического конца. Скорее, все останется, как есть, — полагает анонимный автоэксперт.