Кино никогда не заканчивается — и это здорово; смотреть — не пересмотреть. Вот несколько недавно просмотренных фильмов.
Охотники за головами
Любопытный норвежский триллер — «хэдхантэр» из престижного кадрового агентства подрабатывает вором-домушником, специализирующимся на краже произведений искусства; ему попадается большой куш в виде считающейся утраченной картины Рубенса, но в последний раз, как водится, всё идёт не так. Редкий фильм с по-настоящему удивительным развитием — начинается обманчиво неторопливо, но уже к концу первого часа успевает произойти столько всего (Труп! Всплыл! Перестрелка! Сортир! Собачка! Трактор! Толстые полицейские! Грузовик! Внезапная стрижка!), что веко аж подёргивается уже; в смысле, господи, ещё сорок минут до конца, что они ещё учудят?
Авторы будто чуют это зрительское ошаление и несколько притормаживают, а жаль — если бы «Охотники» и в третьем акте выдерживали такой же градус лютости, как во втором, получилось бы корейское кино. Впрочем, и так неплохо — там помимо основного сюжета по фильму рассована масса по-настоящему диких подробностей (вроде способов развлечения, практикуемых мелким подельником главного героя и его русской любовницей, которая в одной из сцен на чистой украинской мове довольно грандиозно посылает своего любовника на три буквы). Ну, и вообще — это история про то, как обрести себя; рецепт, правда, у норвежцев довольно заковыристый получается. Не пытайтесь повторить это дома, в общем.
Таверна «Врата дракона»
Классическое китайское кино про таверну у приграничных территорий, в которой по стечению обстоятельств собираются самые разные воины. У него недавно вышел ремейк с Джетом Ли, называется «Врата дракона» — вы его не смотрите, там дурное головотяпство с мультяшными боями в воздухе для младшего школьного возраста. А оригинал режиссера Кин Ху, снятый в конце 60-х — просто красота; к тому же про борьбу с режимом, что актуально.
В фильме довольно занятная структура — сначала происходит некоторое событие, в результате которого злые силы снимаются и едут устраивать засаду хорошим в титульной таверне, а потом всё действие происходит уже в ней. Там злые силы сидят и пытаются делать вид, что они ни при чём, а параллельно приходят разные люди, которые тоже оказываются втянутыми в разворачивающийся конфликт. Притом что фильм — про воинов с мечами, большую часть фильма все говорят и плетут интриги; злые силы пытаются как-нибудь поостроумней отравить всех, кто мешает их операции, гости пытаются не травануться и спасти остальных, в общем, не заскучаешь. В конце, наконец, все достают мечи — имеется даже несколько озадачивающий поединок в стиле «четверо наших против одного плохого». У Кин Ху после этого вышел эпос «Прикосновение дзен», почти на четыре часа — страшно, конечно, от таких цифр, но что поделаешь, надо смотреть.
Хорошо быть тихоней
У меня с этим фильмом персональная история — он снят по книжке (автором же книжки, кстати), первую главу которой я много лет назад переводил в качестве тестового задания на вакансию переводчика в одном издательстве. Наши с издательством взгляды на особенности перевода не сошлись (если вкратце, я считал, что если первая глава написана предельно скучным и примитивным языком, то у меня, как у переводчика, нет никакого морального права переводить иначе — ведь не исключено, что это такой специальный ход со стороны автора, учитывая то, что вся книга в письмах героя от первого лица, и его рост может отражаться и на письме тоже? — а издательство со мной было несогласно и хотело, чтобы сразу было «поинтереснее»), и меня не взяли, но мне с тех пор было ужасно интересно — а что же там дальше-то с героями было? Ну, вот посмотрел экранизацию.
Это такая подростковая романтическая комедия тире роман взросления. Юный Чарли, титульный тихоня с заметными эмоциональными проблемами (почему — главная большая тайна сюжета), идёт в «хай-скул» и пытается там как-то устроиться. Сначала идёт туго, а потом случайно находится пара друзей — экспрессивный юноша-гей и его сводная сестра, девушка с большим сердцем и лицом Эммы Уотсон. У гражданина Чбоски (ну фамилия у человека такая, я тут при чём), который сначала это написал, а потом сам же и поставил, немало правильных идей. «Тихоня» в той же степени умилительная комедия про первую любовь и юношескую коммуникацию при помощи сборников любимых песен на кассетах (да, дети, раньше вместо песен на стене «Вконтакте» люди записывали их друг другу на кассеты), в какой и довольно серьёзная и честная драма про тот травматический багаж, с которым стараниями разных взрослых порой приходится идти во взрослую жизнь детям.
Но, чёрт — идеи правильные, музыка правильная (ключевую роль играет песня Дэвида Боуи), подростки идеальные практически (особенно не Уотсон даже, а внезапно Логан Лерман, пацан из «Перси Джексона» и «Трёх мушкетёров», у которого тут такая удивительная мимика, что Вуди Аллену стоит взять на заметку), а фильм со свистом пролетает мимо. Потому что Чбоски берёт и строит ВЕСЬ диалог на том, что герои постоянно проговаривают все-все-все внутренние моменты и мотивы прямым текстом вслух. То есть, тут со всем тем же материалом, но подправленными умным и чутким автором диалогами запросто вылепилось бы подростковое кино на века. Ну, хоть Дэвида Боуи дети узнают, и то радость.
Сергей Мезенов