Главная
>
Статьи
>
Афронавты

Афронавты

11.06.2013
2

Сегодня были подведены итоги интересного конкурса фотографии Deutsche Börse prize 2013, проходящего уже семнадцатый год. Работы одной из его финалисток — Кристины Де Миддэль — в прямом и переносном смысле космические.

Deutsche Börse prize ежегодно выбирает лучшего фотографа (вне зависимости от национальности), который внес вклад в развитие европейской фотографии, устраивает ему выставку или публикацию фотопроекта и вручает премию в размере 30 000 фунтов стерлингов. Неплохо, правда? Победителями этого года стали фотограф из Южной Африки Адам Блумберг и Оливер Чэнэрин из Великобритании с серией «War Primer 2».

Но мне бы хотелось показать вам работы финалистки Deutsche Börse prize — испанки Кристины Де Миддэль, которая вышла в шорт-лист с проектом «Afronauts», который, учитывая игру слов «african» и «astronaut», можно перевести как «Афронавты». К слову, у нас в прокат вышел фильм о герое советской истории — «Гагарин».

В своей серии Де Миддэль работает с мифами и фактами, реальностью и фотографической беллетристикой. В 1964 году, после получения независимости, Замбия начала осуществлять космическую программу, чтобы послать первого африканского астронавта на Луну. Но проект Эдварда Макуки, школьного учителя, поддержали лишь несколько оптимистов, а необходимое финансирование так и не поступило, поскольку ООН уменьшила финансовую поддержку проектов, да и один из астронавтов, 16-летняя девушка, забеременела. Именно так героическая инициатива превратилась в экзотический эпизод африканской истории, окруженной войнами, насилием, засухой и голодом.

Кристина Де Миддэль кладет в основание своей серии факт, но выходит за рамки правдивости, сосредотачиваясь на образах истории, которые есть в культуре настоящего. Ее «Афронавты» — документация несбыточной мечты, которая живет лишь на картинках.

«Мне действительно хотелось „поиграть“ в этой серии с фактом и вымыслом...Так я пытаюсь заставить зрителя уделить больше внимания самой фотографии, пониманию истории. Я пытаюсь вырваться за пределы привычки воспринимать фотографию в виде документа», — поясняет фотограф.

Проект Кристины Де Миддэль по-настоящему космический: взгляд как будто гипнотизируют фантастические африканские пейзажи, странные портреты, модные узоры космических комбинезонов и веселая расцветка ржавых заброшенных ракет, снимки инопланетянина и разных животных...От этих образов трудно оторвать взгляд, ведь они не просто красивы, они основаны на мифологии, которая — часть нашего сознания.

Анна Груздева

Рекомендуем почитать