Норильское направление пресс-тура оказалось самым коротким. Всего два дня и две светлых ночи — на Севере сейчас как раз полярный день. Увидеть за это время многое — невозможно. А потому эксклюзивное приглашение корреспондента интернет-газеты Newslab.ru в Дудинку оказалось кстати. И пусть поездка была практически ночной, впечатлений она оставила массу.
Последние 40 километров до Дудинки — настоящее испытание для автомобиля и его пассажиров. К асфальту претензий никаких, но сама дорога настолько плывет, что средняя скорость не превышает 20 километров в час. Все из-за болотистой почвы и изначально неправильно спроектированной трассы.
— Трасса федеральная — а потому ремонтировать ее обязаны федеральные дорожники, — говорит руководитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Олег Шереметьев. — Сегодня есть проект по ремонту дороги и в этом году уже запланирован ремонт двух мостов — цена вопроса 92 млн руб. Также будут отремонтированы два участка, где провалы наиболее серьезны — 8 километров дороги обойдутся в 193 млн руб. Но это ремонт, не капитальный.
Позже дудинцы в разговоре шутили — спасет только приезд Путина и его путешествие по участку федеральной трассы на «Ладе калине».
Вечный лед
Может показаться — зачем в Дудинке крытый ледовый дворец? Ведь там девять месяцев в году зима. Но кататься на коньках в страшный минус, да еще и при сильном ветре — удовольствие сомнительное. А потому несколько лет назад было решено сделать в Дудинке приличные ледовые условия.
Общий бюджет строительства объекта — 375 млн руб. Здесь будет не только ледовая площадка и трибуны на 250 мест, но тренажерный зал, зал хореографии для фигуристов, раздевалки и административный комплекс. Проект индивидуальный.
— Здесь невозможно применять проекты повторного применения. Мы бы и рады построить объект на основе, например, того, что недавно открылся в Красноярске. Но сами посудите — фундамент здесь, скажем так, эксклюзивный. Здесь ведь вечная мерзлота. 647 свай, которые забиваются на глубину от 8 до 20 метров, — рассказывает Сергей Волошин, представитель генерального подрядчика.
Шереметьев во время экскурсии рассказывает занятную историю: чтобы за работами на объекте мог следить любой житель города, на соседней высотке установили видеокамеру, которая транслирует в городскую интернет-сеть онлайн-сигнал.
— И вот представьте, мне звонит один из чиновников и высказывает: да они там у тебя не работают! Уже десять минут смотрю — ни одного движения, — смеется он. — Я всех поднимаю, мы едем на объект, там снаружи на самом деле тишина. Зато внутри — работа по-настоящему кипит.
Металлоконструкции на объекте — вотчина компании «Стальмонтаж». В роли подрядчика — новосибирский «Водный мир». Почему за дело не взялся никто из краевых строителей — вопрос, на первый взгляд, острый.
— Никто особо и не рвется на эту стройку. Здесь тяжелые условия, жесткий контроль, сложный объект, — коротко объясняет Шереметьев.
Недетская реконструкция
Ситуация с местами в детских садах Дудинки — одна из самых благополучных в крае. Однако здание, где раньше располагались и налоговая, и военкомат, и наркоконтроль, и офисы, все-таки решили вернуть в систему образования.
Торги на реконструкцию здания выиграла компания «Ларус», которая работает на территории давно и имеет опыт восстановления чаши бассейна в Дудинке. Логичный вопрос — почему бы не снести здание и на его месте построить новое — натыкается на логичный северный ответ.
— Здесь, на Севере, все иначе. Здесь мы не смотрим на общий износ здания. Для нас важен фундамент и несущие стены. Если они крепки, то и объект безопасен. Конкретно в этом детском саду с фундаментом и стенами все в порядке, — говорит Шереметьев. — В Красноярске, конечно, проще снести.
Само здание, по сути, перестраивается заново. Новая крыша, окна, система вентиляции, внутренние перегородки — все построено заново. Изначально проект был сделан под 40 детей, но в процессе работы без увеличения стоимости удалось увеличить вместимость на 60 детей.
— В 65 млн руб. обойдется реконструкция. В эту стоимость входят не только строительные работы, но и вся техника, мебель, инвентарь. То есть мы получим здание «под ключ», — не без гордости комментирует Шереметьев.
При этом сам детский сад отдадут под ясельные группы. Очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет была решена за счет групп дневного пребывания и открытия Центра развития ребенка. Теперь руки дошли и до группы до 3 лет.
Правильная молодежь
Одна из социальных гордостей Дудинки — Центр молодежных инициатив, который недавно заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Сергей Ладыженко назвал лучшим в крае. И действительно, здесь под одной крышей и художники, и музыканты, и танцоры, и певцы. Татьяне Дьяковой, руководителю Центра, активности не занимать. Молодая девушка за короткую экскурсию ни разу не замолчала, в хорошем смысле. Было видно, Центром она живет.
— Вообще, здесь история простая — мы принимаем инициативы и помогаем их реализовывать, — рассказывает Дьякова. — Мы помогаем написать проект, воплотить идею в жизнь. В конце года у нас проходит молодежный форум, где ребята выставляют свои достижения
Так в Дудинке появился рэп-фестиваль, рок-концерты, художественные выставки, соревнования среди брейк-дансеров и своя звукозаписывающая студия.
— Студию ребята сделали сами. И постепенно здесь образовалась такая тусовка под названием «своя мафия» — это объединение диджеев, которые записывают треки и вещают в городской сети. Планы выйти на Норильск и у «Авторадио», — рассказывает Дьякова. — Кроме того, скоро нам доставят технику, мы откроем мини-типографию и молодежный пресс-центр.
Первым делом самолеты
— Для нас очень важна доступная транспортная логистика. И в первую очередь понятное авиасообщение, — начинает разговор начальник управления транспорта, информатизации и связи администрации Таймырского района Олег Мозгунов. — Учитывая, что наша территория труднодоступна, основной вид перевозок — авиационный. Это не только самолеты по маршруту Хатанга-Норильск-Диксон, но и, так называемые, местные, которые осуществляют вертолеты. Здесь 19 населенных пунктов, из которых три — круглогодичная вертолетная связь. Основные перевозки ложатся на компанию «КрасАвиа».
На данный момент краевой перевозчик полностью устраивает местные власти. Прихода частников здесь, с одной стороны, побаиваются, с другой — не верят в такую возможность. Работа на Севере для авиакомпании — это огромные риски и фактически убыточное дело. В частности, из краевого и местного бюджета «КрасАвиа» получает субсидии. Без них стоимость билетов для северян была бы неподъемной.
— Пассажиропоток, признаюсь, невысокий, но он есть всегда. Кроме того, конституционное право человека на передвижение никто не может отобрать. А потому Северу нужен стабильный сильный авиаперевозчик. Проще говоря, необходима государственная компания и социальная ответственность властей. К примеру, перевозки по Хатанге — пассажир платит не более 30 % от установленной краевым минтранспортом стоимости билета.
Частные авиакомпании здесь и ждут, и не ждут одновременно. Соблазн получить новый уровень комфорта, конечно, есть. Но главное для северян — это надежность. Вряд ли частник готов будет нести убытки из-за того, что на неделю задула пурга на Диксоне и все вылеты прекратились. Он попросту их отменит, а не перенесет.
Здесь, на краю света, не привыкли что-то менять. Уклад жизни давно сформирован. Год делят не месяцы и недели, а полярные дни и полярные ночи. И какое-то едва уловимое очарование в этой северной жизни есть. Надо только его почувствовать.
Фото предоставлены администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района