В ролях: Кэти Чан, Израэль Бруссар, Эмма Уотсон, Таисса Фармига, Клер Джульен, Лесли Манн, Гэвин Россдэйл
Продолжительность — 90 мин
В основе «Элитного общества», нового фильма Софии Копполы, автора «Трудностей перевода» и «Где-то» — статья из Vanity Fair про калифорнийских подростков, которые проникали в дома знаменитостей и крали их вещи. Если вы сейчас недоумённо подумали о том, зачем это Софии, имейте в виду — через полтора часа «Элитного общества» яснее не станет.
«Элитное общество» впервые было представлено почтенной публике в Каннах — и прямо оттуда за фильмом потянулся шлейф некоторого недоумения. Общий скептический настрой более-менее понятен — мол, трепетная девушка с набором открыточек и сборником любимых песен на компакт-диске, изъяснявшаяся обычно многозначительными паузами и многоточиями, садится вдруг писать фельетон; не по Сеньке шапка, какой из неё сатирик. Однако любой мало-мальски внимательный взгляд на «Элитное общество» открывает простую правду — сатира, кажется, и правда занимала далеко не самое высокое место в списке задач Софии Фрэнсисовны.
Посвятив как минимум три фильма попыткам максимально безоценочно и даже несколько задумчиво осмыслить мир знаменитостей изнутри, Коппола теперь заходит на него с противоположной, внешней стороны. «Элитное общество» изучает, скажем так, не столько объекты культа, сколько его рядовых последователей — тех, у кого известные фамилии из таблоидов провоцируют повышенное выделение звёздной пыли в головах. Опять же, впору приходится и валявшийся без дела ещё со времён «Девственниц-самоубийц» неподдельный интерес к подросткам в их стадных и индивидуальных проявлениях. На своих юных героев Коппола старается смотреть с той же внимательной и дружелюбной непредвзятостью, с которой документалисты с профильных телеканалов тайком ползают со своими камерами за детёнышами тюленей или сурикатами.
Действительно, детишки в «Элитном обществе» смотрятся на редкость натуралистично. Если бы не мелькающее периодически в кадре личико Уотсон, столь хорошо знакомое по понятно каким фильмам в количестве восьми штук, то зарисовки о том, как герои бухают, клубятся, подпевают в машине Канье Уэсту и весело роются в чужих шмотках, демонстрируя при виде очередной открывающейся им россыпи бессмысленной роскоши весь свой словарный запас разом, могли бы вполне сойти за любопытную документалку.
Но вот в чём закавыка — да, у Копполы очень здорово настроенный взгляд, который не нагружает ничем лишним тех, на кого направлен, чрезвычайно важное качество для любого исследователя. Но вот сам объект исследования — он не то чтобы оправдывает подобную легконогую чуткость. Наоборот — через полтора часа в компании этих людей интерес к ним человека уровня Софии Копполы не становится понятен более, чем можно было теоретически вывести из общего контекста её прежних работ ещё до просмотра «Элитного общества».
Выразимся так — затаившись и уставившись заворожённым взглядом в звенящую пустоту, Коппола явно надеялась, что в какой-то невозможный к прогнозированию момент минус на минус даст плюс, что-то где-то сщёлкнется, и в пустоте промелькнёт внезапным всполохом интересная и важная мысль про человеческое существование. Но не дал, не сощёлкнулось, не промелькнула. Расходитесь, не задерживайте движение, здесь не на что смотреть.
Вердикт — новый фильм Софии Копполы — в котором ей не вполне удаётся заразить зрителя собственной заинтересованностью героями фильма