Режиссёр — Джей Си Чендор
В ролях: Роберт Редфорд
Продолжительность — 106 мин.
Истории про схватку человека один на один с бушующей стихией всегда были в почёте и у авторов, и у читателей/зрителей — в каких ещё условиях может так закаляться характер и проявляться стержень человеческого существа? «Не угаснет надежда» продолжает традицию великих морских приключений имени Джека Лондона и Джозефа Конрада — но в то же время остаётся триумфом чисто кинематографическим; перед нами редкий фильм, который абсолютно невозможно воспроизвести ни в какой другой форме искусства.
Сразу о главном — да, вам не показалось, в фильме задействован всего один актёр; сто шесть минут мы неотрывно наблюдаем за тем, как со стихией борется семидесятисемилетний Роберт Редфорд, в одиночку путешествующий по Индийскому океану на яхте. Беспримесная, концентрированная история выживания — по сути, этакая «Гравитация» в море, ну да. Только режиссёр и сценарист Чендор поступает чище и честнее, оставляя за кадром вообще всё постороннее для истории выживания человека во враждебной среде, не давая ни зрителю, ни герою (и, соответственно, актёру) никаких эмоциональных подпорок.
Никакого нарисованного тигра, никакого Джорджа Клуни с остротами, никакого волейбольного мяча, никакого закадрового текста, озвучивающего мысли и сомнения героя — собственно, вообще никакого текста за вычетом скупого закадрового монолога сразу после открывающих титров и пары хриплых выкриков в минуту отчаяния. Единственная предыстория героя, у которого даже нет имени (в титрах он не без остроумия подписан как «Наш парень») — та, что можно прочитать на его лице; и, господи, как хорошо, что это именно Редфорд, с чьего лица можно считать очень многое. Собственно, в этом главное выдающееся достижение фильма — в том, как сквозь его стоический аскетизм, узко сфокусированный на последовательности действий терпящего крушение моряка, сама собой прорастает настоящая большая драма. И этой драме не нужны ни семейные, ни прочие подробности — ей достаточно породистого лица пожилого Редфорда, на котором грозовой тучей собирается тревога.
И кстати, к вопросу о стоическом аскетизме — всё же история выживания человека остаётся самой захватывающей на свете, и даже если не проецировать на Редфорда и его передряги никаких драматических смыслов, сами его мытарства завораживают будь здоров. Даже не верится, что для режиссёра Чендора это всего вторая полнометражная картина (а первой была выполненная в совершенно ином ключе драма про финансовый кризис «Предел риска», отчаянно разговорная и битком набитая персонажами), настолько здорово он держит зрителя в железных тисках, оперируя историей, очищенной до самого своего скелета. Отметим, что «Не угаснет надежда» — фильм именно для большого экрана; в отсутствии текста важнейшую роль начинает исполнять звук, и не зря фильм числится в номинантах на премию «Оскар» за достижения в этой области, без этого постоянного плеска воды и скрипа такелажа было бы не совсем то. Выразимся так — посмотреть в наших кинотеатрах фильм, подобный «Не угаснет надежда», удаётся чертовски редко. Делайте выводы.
Вердикт — завораживающее морское приключение для одного — грандиозный кинематографический эксперимент, исполненный совершенно выдающимся образом