Режиссёр — Жан-Марк Валле
В ролях: Мэттью МакКоннахи, Джаред Лито, Дженнифер Гарнер, Дэннис О’Хэар, Гриффин Данн, Стив Зан
Продолжительность — 117 мин.
«Оскар» уже у самого порога, самое время закрывать прорехи — вот и «Далласский клуб покупателей», фильм с 6 номинациями на «Оскар» и двумя «Золотыми глобусами» в кармане, сейчас очень к месту. Тем более смотреть на него интересно далеко не только потому, что он куда-то на что-то номинирован.
На первый неосторожный взгляд «Клуб» кажется идеальным примером той разновидности больших престижных картин, что западные критики ласково именуют «приманкой для „Оскара“». Реальная история в основе, большая остросоциальная тема в фокусе исследования (СПИД и ситуация с лекарствами, которые прописывают пациентам с этой болезнью), героическая актёрская трансформация главных исполнителей, сбросивших чуть ли не двадцать кило. Отчасти всё верно — «Клуб покупателей» действительно всю дорогу уверенно держится в русле большой проблемной драмы, высоко котируемой членами киноакадемии (см. хоть «Эрин Брокович», хоть «Траффик», хоть «Тужься»). Но делает это негромко и с достоинством — это кино не больших заявлений и плакатных правд, а маленьких человеческих историй и скромных живых достижений.
Держать фокус строго на человеке и его жизни «Клубу» помогает довольно грандиозный герой — техасский электрик Рон Вудруф, ковбой, проныра, бабник, гомофоб, мошенник, алкоголик, в общем, та ещё скотина, наделённая при этом довольно-таки атомным сволочным обаянием. Оказавшись в результате несчастного случая в больничке, Вудруф внезапно узнаёт, что является носителем ВИЧ, и ему осталось жить всего месяц — что, по глубокому убеждению Вудруфа, совершенно невозможно, потому что ВИЧ подхватывают только гомики и торчки. Ну, и нет на свете такой штуки, которая убьёт Рона Вудруфа за месяц, да.
Дальнейшая история — это, конечно, история триумфа человеческой воли в условиях непреодолимых обстоятельств; не только неумолимо надвигающейся неизлечимой болезни, но и свода строгих правил американского здравоохранения, разрешающих для использования на территории страны далеко не все лекарства, которые могут помогать таким больным, как Вудруф. Вернее, не так — это ещё и история сложной международной аферы, в рамках которой герой провозит контрабандой не разрешённые в Штатах препараты, которые могут облегчать страдания таких же, как он, неизлечимых больных.
Но штука ещё и вот в чём — канадец Валле, поставленный рулить «Клубом», все два часа проявляет фантастический стоицизм. Лёгкий путь — превращение истории бывшего козла в житие современного святого, самоотверженно помогающего безнадёжно больным и выходящего на заведомо проигрышную одиночную битву со всесильными медицинскими корпорациями — к счастью, никого из создателей особо не интересует. То есть, их антикорпоративный посыл всем ясен, но городить весь огород из-за него — слишком много чести. «Клуб» скорее про то, что героизм — вовсе не удел каких-то специальных людей, которые должны чем-то особым ото всех отличаться и всячески соответствовать своей великой миссии. Нет никаких героев, нет никаких святых — а есть мы все, глупые, дурацкие, ни в едином разе не идеальные; и когда прижмут сверху непреодолимые обстоятельства, мы не станем лучше или достойнее подражания, но, может, просто пойдём и сделаем что-то по поводу этих обстоятельств. А потом ещё раз. И ещё. И ещё.
Сценарий «Клуба» мотался по студиям последние двадцать лет — его успели написать ещё по мотивам интервью с реальным Вудруфом, который скончался в 1992-м году (прожив семь лет вместо обещанного ему месяца). Редкий случай, когда можно прямо сказать — хорошо, что всё так затянулось, что Вудруфа не сыграл ни Вуди Харрельсон, ни Брэд Питт, ни Райан Гослинг, ни Гаэль Гарсия Берналь (на разных стадиях все эти варианты активно рассматривались студиями). «Клуб» полностью, с потрохами принадлежит МакКоннахи — это его несколько опасная энергия оживляет всё кино, это его прищур и самоуверенная ухмылка превращают «Далласский клуб покупателей» из неплохого фильма в замечательный.
Своего героя он пишет чрезвычайно тонкой кисточкой (в отличие, кстати, от столь же обласканного разными актёрскими призами партнёра по фильму Лито, как раз довольно-таки пережимающего в роли трансвестита и невольного партнёра Вудруфа по бизнесу — не существовавшего, кстати, в реальности) — и наблюдать этот процесс, честное слово, одно удовольствие. Дадут МакКоннахи «Оскара» в этом году или не дадут — это, на самом деле, не так уж важно (я, впрочем, практически уверен, что дадут). Важнее то, что благодаря его работе к «Далласскому клубу покупателей» будут приходить всё новые и новые зрители — и уходить воодушевлёнными и, возможно, готовыми к собственным свершениям.
Вердикт — очень хорошая и похвально стоическая «Оскар»-овская драма с (очередным) замечательным выходом Мэттью МакКоннахи