Режиссёр — Спайк Джонс
В ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Оливия Уайльд, Крис Прэтт, голос Скарлетт Йоханссон
Продолжительность — 126 мин.
Человек влюбляется в операционную систему, наделённую искусственным интеллектом — звучит как футуристический анекдот, тем более в исполнении Спайка Джонса, бывшего скейтбордиста, автора смешных клипов Beastie Boys и одного из сценаристов «Несносного деда». Тем не менее, «Она» если и анекдот, то очень лиричный и задумчивый — и к тому же успевающий поставить ряд весьма серьёзных вопросов романтического толка.
В первом абзаце, конечно, есть место некоторому лукавству. Джонс, быть может, и правда и скейтбордист, и один из сценаристов, но в то же время он и постановщик таких бесстрашно-головоломных картин, как «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация» — то есть, далеко не чужак материям сложным и странным. «Она» — первый фильм Джонса по собственному сценарию (за который он вот прямо только что получил своего первого «Оскара», при третьей номинации), и от предыдущих совместных работ со сценаристом Чарли Кауфманом он отличается тихой сентиментальностью.
В милом утопическом будущем, похожем на офис компании Google, разросшийся до размеров бесконечного мегаполиса, сентиментальный рохля Теодор Тумбли (Феникс) сочиняет чужим людям романтические и проникновенные письма (работа у него такая), а параллельно лечит разбитое недавним разводом сердце. Неожиданную помощь в этом Теодору окажет его новое приобретение, операционная система ОС1 с искусственным интеллектом и голосом Скарлетт Йоханссон (по крайней мере, в оригинале) — которая окажется настолько неотразимой, что Теодор в конечном итоге втрескается в неё по уши.
Разворачивая эту вроде бы вздорную историю с нежностью и деликатностью (порой даже немного зашкаливающими — временами кажется, что наполненный бесконечной «мимими»-шной истомой двухчасовой фильм мог бы быть и покороче, и поподтянутей), Джонс находит в этой внезапной романтичной серьёзности массу возможностей завести сразу несколько важных диалогов. Насколько важна дихотомия реального и нереального в пространстве, в котором мы всё глубже погружаемся в пронизывающую всё и вся информационно-коммуникативную среду? Насколько вообще принципиален вопрос происхождения объекта, по поводу которого мы испытываем неподдельные сильные эмоции? Джонс принципиально отказывается вставать на позицию осуждения — у, мы скоро все уйдём каждый в свой интернет и так и останемся разобщены; он не про это, ему правда интересно разобраться, как трансформируется с приходом всё новых технологий человеческая природа.
Скорее всего, никак, вынужден признать он в финале. Вступая в отношения с идеальной цифровой возлюбленной, которая не устаёт, не поддаётся лишним эмоциям и вообще не зависит от многих из тех факторов, что формируют человеческое поведение и делают его порой таким непредсказуемым, герой в конечном итоге натыкается на те же самые грабли, что разрушили его предыдущий брак. Твоя любовь может быть из плоти и крови, а может и из бестелесного кода — но пока ты сам сделан из нерешительного теста, неспособного податься достаточно, чтобы вместить в себя настоящего другого, а не вымышленный тобою его романтический образ, ничего хорошего никогда не получится. Прогресс прогрессом, но таких технологий, чтобы сразу менять самого себя к лучшему изнутри, не было и не будет — какое бы будущее не придумают, всё равно становиться другим человеком и признавать и исправлять свои ошибки придётся самостоятельно.
Кстати, к вопросу о будущем — ненавязчивый футуризм Джонса по-настоящему интригует и вызывает серьёзное желание покопаться в нём внимательнее и вдумчивее. «Она», то есть, кружит голову и немножко обманывает, совсем как настоящая девушка — поманив смехотворной фантастичностью центральной идеи, она увлекает в результате немного другим, а именно изящно проработанным фоном и глубиной обсуждения запрятанных за ним идей. Кажется, это тот самый случай, когда обманываться рад.
Вердикт — хорошая романтическая драма, всерьёз размышляющая о будущем и настоящем больших чувств в современном мире