Главная
>
Статьи
>
Фрэнк / Frank

Фрэнк / Frank

09.06.2014
7

Режиссёр — Ленни Абрахамсон

В ролях: Майкл Фассбендер, Домнол Глисон, Мэгги Гилленхол, Скут МакНэйри

Продолжительность — 95 мин.

«Как описать Фрэнка?» — задаётся в какой-то момент вопросом насчёт титульного героя носитель закадрового голоса в фильме «Фрэнк». Им же вполне можно задаться и по поводу фильма в целом — не каждый день встречается столь аппетитно, остро и непривычно замешанный салат из жанров и идей.

Описать Фрэнка действительно непросто — это парень, который постоянно носит поверх своей реальной головы огромную искусственную (на все вопросы на этот счёт отвечает универсальным «У меня есть справка») и возглавляет собственную группу с непроизносимым названием The Soronpfbs и столь же сложно поддающейся осмыслению музыкой. При этом формально главный герой «Фрэнка» не он, а некий Джон (Глисон), лохматый неудачник из ирландского пригорода, тщетно пестующий в себе амбиции сочинителя песен (открывающий фильм эпизод, в котором Джон пытается превратить в песню всё, что видит вокруг, близок к гениальности). Став случайным свидетелем того, как очередной клавишник Soronfpbs слетел с катушек и пытался утопиться, Джон вызывается подменить его на грядущем концерте.

Ещё одна схожесть «Фрэнка» с его титульным героем — его сложные отношения с реальностью. В Великобритании действительно был персонаж, выступавший в фальшивой голове из папье-маше — звали его Крис Сиви, он был довольно-таки известным телевизионным комиком, а для номера с головой он брал псевдоним «Фрэнк Сайдботтом». Сценарий фильма родился из статьи о Сиви и его номере с Фрэнком — что, кстати, для сценариста и журналиста Джона Ронсона уже отработанная технология; по такой же схеме он когда-то сочинил «Безумный спецназ». История о том, как фальшивая башка давала одному комику свободу говорить всё, что вздумается, развернулась в полномасштабное эссе о свободе творчества, со всеми прилегающими проклятыми вопросами — гений/бездарность, успех у публики/полная свобода, прагматичность/эксцентричность, и так далее. Не то чтобы «Фрэнку» удавалось сказать по этим вечным темам что-то совершенно новое — но само по себе выступление получилось на редкость завораживающим.

Сила «Фрэнка» скорее не в общем посыле (который можно примерно сформулировать так — оставьте талант в покое, не пытайтесь его монетизировать, пусть разбирается сам, как ему удобнее), а в миллионе с хвостиком красочных деталей, очень верно и остроумно схваченных Ронсоном и режиссёром Абрахамсоном. По «Фрэнку» можно писать энциклопедию начинающей рок-группы, настолько чётко и смешно здесь схвачено то столкновение индивидуальностей, которое как раз абсолютно необходимо для того, чтобы высекалась творческая искра. Гитарист говорит только по-французски, терменвоксистка (есть вообще такое слово?) ходит в облезлых мехах и презирает всех вокруг, у менеджера и бывшего клавишника тайная страсть к манекенам, про вокалиста не стоит и говорить — но когда эти безумцы берутся вместе за инструменты, получается нечто ужасно захватывающее. И именно Джон, самый вызывающе нормальный из группы, со своей обычной толстовкой, постоянным торчанием в твиттере и жаждой успеха, оказывается в этой истории аутсайдером.

Важное достижение «Фрэнка» — это его внутренняя эмоциональная честность; выводя перед нами галерею весьма прибабахнутых персонажей, фильм, тем не менее, никогда не смеётся за их счёт. Наоборот, к безумию фильм относится предельно реалистично, открыто говоря, что это бывает как смешно и увлекательно, так и горько и страшно. То есть, жёлтые резиновые сапоги, надетые на церемонию боевых похорон друга — это, с одной стороны, смешно, а с другой, без слов сразу многое говорит нам о том, в каких ладах с реальностью находится сейчас тот, кто их надел. И вот это второе дно здешней эксцентричной комедии делает «Фрэнка» фильмом не только смешным, но и важным. Историей о том, как надо смотреть на другого, несмотря на все его странности. То есть, столько всего успеть сказать за какие-то полтора часа в формате двинутой музыкальной комедии — это по-настоящему серьёзный успех.

Вердикт — замечательное ирландско-британское кино про всё на свете — про творчество, дружбу, уважение друг к другу, безумие

Рекомендуем почитать