Режиссер — Грант Хеслов
В ролях: Джордж Клуни, Юэн МакГрегор, Джефф Бриджесс, Кевин Спэйси, Стивен Лэнг, Роберт Патрик
Продолжительность — 93 мин
Говорить о важных вещах с идиотской рожей — задача довольно сложная; особенно если она принимается индивидуумом на себя сознательно. То есть, выполнить такой трюк, чтобы и мысль донести, и рожу при этом не расслабить — миссия несколько суицидального толка.
«Безумный спецназ» безрассудно бросается в бой именно с такой целью — и, наверное, нет ничего удивительного в том, что его маневры оказываются не до конца понятны публике.
Зритель попроще искренне реагирует на идиотизм и ждёт от «Спецназа» отвязной комедии про дебилов-военных. Чуть более искушенный зритель, кажется, реагирует на цепочку простейших тегов (Клуни, идиотские усы, кривляния) и ожидает от фильма залихватски-мизантропическую рифму к недавним Коэнам, «Сжечь после прочтения».
Но штука-то в том, что «Спецназ» на сто процентов не попадает ни в тот, ни в другой формат. Идиотизм тут есть, это безусловно — но он, во-первых, разыгран с подозрительной сдержанностью, а во-вторых, в какой-то момент уступает место чистосердечному серьёзному выказыванию. С мизантропией здесь тоже не всё так просто — создатели фильма скорее зубоскалят в адрес кретинизма армейской (впрочем, и любой другой) административной системы, нежели отдельно взятого человеческого индивидуума. В него-то, наоборот, авторы «Спецназа» безоговорочно верят — равно как и в то, что если он сам примерно также верит в себя, то реальность вокруг него непременно согнётся нужным ему образом. Даже если этот образ предельно анекдотический.
В этой легкой нестабильности позиции — одновременно и слабость, и очарование «Безумного спецназа». В смехотворной, с какой стороны не зайди, истории о том, как военные пытались поставить на службу армии телепатию, силу мысли, энергию вселенной и прочий нью-эйджевский вздор, у авторов «Спецназа» нашлось вдруг место и для искренней человеческой симпатии к собственным героям. И двинутый на всеобщей любви и гармонии полковник Джанго (Бриджесс), и считающий себя воином-джедаем боевой телепат Кэссиди (Клуни) в рамках фильма фигуры трагичные не в силу собственного идиотизма, а потому, что их устремления и мечты были искажены и неверно трактованы военной административной машиной. В этом плане в «Безумном спецназе» прорезается какая-то трагичная поэтика.
Воспевание свободного чудачества каждого человека здесь завернуто в оболочку злой антивоенной сатиры, в которой к войне относятся с холодным потребительским свинством — она здесь всего лишь возможность быстро сколотить основательные кровавые капиталы, а обычных людей, гибнущих в глупой неразберихе, всегда можно списать на «Аль-каиду». На таком фоне триумф благородно-безумного идеалиста, полагающего, что он может ходить сквозь стены — вещь одновременно героическая и никому не нужная. Потому что быть таким идеалистом — да, ужасно важно. Но мир вокруг всё равно не заметит — в лучшем случае тебя просто проигнорируют, а в худшем дистиллируют твои безумные идеи до нового способа пытки заключенных. Но самая, пожалуй, горькая ирония в том, что все эти мысли и в самом фильме «Безумный спецназ» вполне могут остаться незамеченными. О чём вы, ребята — это же просто идиотская комедия про дебилов-военных. Так, поржать.
Вердикт Кочерыжкина — сильное сатирическое кино — остроумное, умное, злободневное, злое, и в то же время проникновенно-идеалистическое