Главная
>
Статьи
>
Крупная рыба» / «Big Fish

Крупная рыба» / «Big Fish

26.02.2004
4
Режиссёр: Тим Бёртан
В ролях: Юэн МакГрегор, Альберт Финни, Джессика Ланж, Хелена Бонэм Картер


«Крупная рыба» / «Big Fish»

Где-то совсем рядом течёт река, в которой живёт крупная, очень крупная рыба, поймать её мечтают многие, но даётся она лишь избранным. А на берегу стоит поросший ядовитым плющом дом, где живёт страшная, но очень мудрая ведьма, в чьих глазах каждый может увидеть, как он закончит жизнь. Отсюда и начинается дорога длиною в жизнь – дорога, на которой Эдварду Блуму суждены самые невероятные встречи и приключения, где его ждёт самый главный улов в жизни.

«Крупную рыбу» снял Тим Бёртан – режиссёр с большой фантазией, чей странный талант породил «Бэтмена» и «Эдварда Руки-Ножницы». Его фильмы всегда были очень красивы (прискорбное исключение составляет лишь «Планета обезьян») и обладали отчётливым привкусом безумия. Любое творение Бёртона позволяло обнаружить в себе множество пластов подтекстов и привести целое собрание невероятных трактовок. На этот раз самый инфантильный режиссёр Голливуда предлагает зрителю очень простое кино, этакую совсем детскую, с ведьмами, оборотнями и великанами, сказку для взрослых. Но делает он это так же смело и свободно, как и прежде.


«Крупная рыба» / «Big Fish»

Блум и Бёртан умеют хорошо рассказывать истории, делают они это красиво и безрассудно, вызывая радостное изумление у слушателей-зрителей. Романтичная атмосфера, в которую погружают нас создатели ленты, очаровывает и убаюкивает. Картинка с экрана нежно проникает в сознание и обращается волшебным сном, где каждый полностью свободен. Так Бёртан открывает своему зрителю двери в мир, где скучная действительность расцветает, как лужайка апрельским утром, волшебными историями. Здесь даже мрачный скептик может проникнуться колдовским духом и поверить, что в самом сердце одноэтажной Америки живут трёхметровые великаны, что плутоватый хозяин цирка на самом деле страдающий от одиночества оборотень, а в стеклянном глазу ведьмы можно увидеть своё будущее.


«Крупная рыба» / «Big Fish»

Но на дороге, которой ведёт нас легкомысленный герой-рассказчик, раскидано множество крючков с наживкой, ведь не зря ведьма предупреждает Блума: по-настоящему крупной рыбой становится лишь тот, кто не попадается на приманку. И наживка предназначена не только для героя, но и для зрителя. Но мы не сможем избежать этих крючков, да это и не нужно, ведь только заглотив наживку можно проникнуть вглубь истории. Когда в компании с Эдвардом Блумом проходишь через его жизнь, создаётся ощущение, что окружающая действительность не более чем красочные декорации, которые специальные люди разбирают, как только ты их покидаешь.


«Крупная рыба» / «Big Fish»

Подстать декорациям и люди, их населяющие – актёры не играют, они притворяются, чем создаётся невероятный эффект сверхреалестичности происходящего. МакГрегор (Блум в молодости) в стиле ретро очаровательно бесшабашен и по-детски наивен. Каждый безумный поступок юного Эдварда воспринимается как единственно правильный, стоит только заглянуть ему в глаза. Актёр предстаёт перед зрителем в качестве и героя-любовника, и комика, и сказочного супер-героя одновременно. Он непредсказуем и каждый раз преподносит нечто неожиданное, но все его сюрпризы более чем приятны. Столь же легкомысленным и свободным остаётся и тяжело больной Блум в старости, Альберт Финни наполнил образ своего героя удивительной теплотой и силой, сломить которую неспособны ни годы, ни болезнь – он всё так же продолжает хорошо рассказывать красивые, а главное, правдивые истории.


«Крупная рыба» / «Big Fish»

Если выбор исполнителей главных ролей можно назвать стопроцентным попаданием, то в случае с ролями второго плана такое определение будет явно недостаточным. И Дэнни Де Витто, и Стив Бушеми удивительно вписываются в общую картину, представить на их месте кого-то другого почти невозможно, а специализирующаяся на параноидальных образах Хелена Бонэм Картер в роли одноглазой ведьмы чудо как хороша. Этой компании сказочников во главе с Бёртаном удалось создать нечто из ничего, вот он живой пример чистого творчества.

Мораль этого фильма на удивление проста – в жизни всегда найдётся место чуду. Но дело в том, что каждый из нас – это история, которую он сам рассказывает. Каким ты откроешься миру, зависит исключительно от твоего желания. И только от нас зависит, что будут вспоминать, когда мы уйдём. И если в момент прощания вокруг не будет ни одного грустного лица, значит, остался свет, и жизнь удалась. Для этого надо назначить себя креативным директором проекта под названием «моя жизнь» и идти своей дорогой так, как это делает Блум. Вы будете удивляться, смеяться и грустить, но разочарованными вы не уйдёте.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать