Режиссёр — Джеймс ДеМонако
В ролях: Фрэнк Грилло, Кармен Эхого, Зак Глфорд, Кьеле Санчес, Зои Соул, Джон Бизли, Джек Конли, Майкл Кей Уильямс
Продолжительность — 104 мин.
Раз в год гражданам официально позволено выходить на улицы и безбоязненно совершать друг с другом любые противоправные действия — этой простой, но эффективной идеи хватает уже на второй фильм на эту тему; и, судя по тому, как развиваются события в «Судной ночи 2», развивать эту вселенную ещё вполне есть куда.
Саму концепцию «Судной ночи» режиссёр и сценарист Джеймс ДеМонако придумал, когда писал сценарий к ремейку «Нападения на полицейский участок 13». В оригинале Джона Карпентера безликие бандиты штурмовали титульный полицейский участок в качестве мести полиции в целом за то, что помешали им совершать другие акты насилия в других местах — то есть, по сути, без причины, ради продолжения бесконечного цикла насилия. В «Судной ночи» ДеМонако переносит эту идею стремления к бессмысленному насилию сразу на всё население — хотя от Карпентера он наследует не столько идею, сколько общую максимальную прямоту подхода, свойственную многим мастерам жанрового кино 70-х и 80-х.
Первая «Судная ночь» смотрела на происходящее глазами забаррикадировавшейся в роскошном особняке семьи, к которой социально одобренное зло приходило стучаться в двери. Вторая «Ночь» бесстрашно выходит на улицы, и тут, конечно, становится, в разы интереснее — сюжет расширяется, включая сразу несколько самостоятельных линий, которые к середине фильма сольются в одну историю выживания среди всеобщего беззакония. ДеМонако, в первой части отчаянно стремившийся казаться умным гуманистом, задающим среди кровавого пекла важные вопросы о цене человеческой жизни, здесь переходит практически на язык плаката — и этакая прямолинейная риторика идеально ложится на кровавую историю в духе «или ты, или тебя».
Гуманизм, впрочем, никуда не делся — завязка центральной истории крутится вокруг героя, который ехал убивать, но вместо этого спас. ДеМонако прямым текстом нам сообщает — убить просто, а спасать — затея куда более трудоёмкая в сиюминутном плане, но более выигрышная в долгоиграющей перспективе. Прописные истины, вроде бы — но по новостным сводкам последних месяцев как-то не заметно, что разделяют такой подход абсолютно все человеческие существа на планете.
ДеМонако чрезвычайно убедителен и в живописании той стороны этого социального уравнения, что активно настроена пользоваться благами Судной ночи. Одинокий снайпер на крыше, откупоривающий первую баночку пива, обманутая жена, стреляющая в мужа-изменщика, сосед, вламывающийся к игнорирующей его знаки внимания соседке — проникнуться желанием кого-нибудь замочить и правда проще простого, и это можно если не принять, то понять.
Но во второй «Судной ночи» есть и другое зло, организованное, профинансированное, направленное не только на развлечение высшего света, балующего себя дорогостоящей охотой на менее удачливых человеческих существ, но и на сознательное прореживание населения — и для такого зла, по мысли ДеМонако, никакого понимания быть не может. Есть в этом что-то завораживающее — как жестокий боевик, вроде бы стремящийся встряхнуть зрителя самым низменным кровавым развлечением, одновременно становится социально-сознательным выступлением, революционной агиткой с посылом «Хватит это терпеть!» В этом плане, конечно, полное отсутствие звёзд (кино битком набито знакомыми по множеству фильмов и сериалов физиономиями из числа тех, фамилии чьих обладателей вспомнить может только база IMDB) только идёт «Судной ночи 2» на руку — настоящий протест поднимается с самых низов, какие там, к чёрту, звёзды. Понятно, никакой настоящей революции после «Судной ночи 2» не начнётся — но готовность фильма, в титрах которого, среди прочего, написано «продюсер Майкл Бэй», выступать именно на таких позициях, приятно радует, чего уж там.
Вердикт — сиквел социального хоррор-боевика, выполненный в приятно прямолинейном олдскульном духе