>
>
>
Фильм: «Избави нас от лукавого»

Фильм: «Избави нас от лукавого»

29.08.2014
12

Режиссер: Скот Дерриксон

В ролях: Эрик Бана, Эдгар Рамирес, Оливия Манн, Шон Харрис, Джоэл МакХэйл и др.

Продолжительность: 118 мин.

Вжиматься в кресла ни от страха, ни от тоски не придется: «Избави нас от лукавого» — крепкий, умеренно вторичный сплав традиционного полицейского триллера и средней руки хоррора.

Отвоевавшиеся на Ближнем Востоке американские морпехи привозят на родину какую-то мистическую пакость. С ней вынужден управляться крутой коп из Бронкса Ральф Сарчи (мощно выступивший в этом амплуа Эрик Бана), который чует паранормальные, да и вообще нехорошие вещи как кот сметану. Правда, сам он в чертовщину до поры до времени не верит, и просветить его на сей счет берется неортодоксальный падре с героиновым прошлым Джо Мендоза (Эдгар Рамирес). Где-то на заднем плане крутятся напарник Сарчи (Джоэл МакХэйл) — ради обязательных разряжающих атмосферу шуток и могучей сцены ножевого боя ближе к середине ленты, и супруга опять же Сарчи (Оливия Манн) — ради пары стройных ножек и необходимости разбавлять рабочий конфликт конфликтом семейным. Логика мелких событий в фильме изувечена как (спойлер) кошачий труп: так, фактически неуязвимый злодей в нужный момент пасует перед героем, потому что обойтись в таком кино без экзорцизма создатель «Шести демонов Эмили Роуз» и «Синистра» не мог никак. «Зло поступает так, потому что это зло», — чуть ранее объясняет падре иррациональную предсказуемость сюжета, накрученного сценаристами до невменяемости; в конце концов, что такое одержимость, если не пренебрежение законами человеческого разума?

Понятно, что хороший режиссер Дерриксон выступает на знакомом поле не только ради кассовых сборов — это попытка слить воедино атмосферу мрачных городских подворотен, где и без участия темных сил поутру можно обнаружить мертвое детское тельце, с очевидно инфернальной, а после — обозначить единоначалие, при всем его многообразии, Зла с большой буквы. Бронкс, до краев набитый эмигрантами, педофилами, мужиками с пушками и прочим взрывоопасным людом, отлично подходит в качестве места, где верхний мир соприкасается с нижним. В любой момент эта граница может прорваться любым же образом: чувствительный впустит в себя беса, увидев пару латинских каракулей на стене, а раздражительный — «сгорев» на работе и по этой причине выместив злость на жене и ребенке.

Вот только выжать из сюжета полноценную драму создатели не решаются (а желание было, недаром Мендоза — без двух минут кинговский отец Кэллаган), да и с хоррором не все гладко. Собственно «пугательный» арсенал фильма чрезвычайно ограничен, а забавная попытка навязать в качестве зловещей мелодии композиции группы The Doors воспринимается скорее как шаг в сторону; «People Are Strange» на преемника «Jeepers Creepers» не тянет никак, и все метафоры на сей счет мгновенно обнуляются. Вероятно, напугать было для Дерриксона даже не вторичной задачей; удовольствия от картины это не убавляет, но некоторая часть зрителей, скорее всего, будет обескуражена финальным выводом всего в моралистику — впрочем, для них заготовлен уже упомянутый сеанс изгнания бесов: долгий, детальный, каноничный.

Рекомендуем почитать