Before I Go to Sleep, Великобритания, Франция, Швеция, 2014
Режиссёр: Роуэн Жоффе
В ролях: Николь Кидман, Колин Фёрт, Марк Стронг, Энн-Мэри Дафф, Дин-Чарльз Чепмен и др.
Продолжительность: 92 мин.
40-летняя Кристин (Кидман) каждое утро просыпается в постели с незнакомым мужчиной по имени Бен (Фёрт) — аккуратным и обходительным, со взглядом преданного, но очень усталого сенбернара. За чашкой кофе Бен рассказывает женщине, что он уже четырнадцать лет как её супруг, однако по причине хитросочиненной амнезии Кристин этого не помнит: события прошедшего дня после ночной дрёмы начисто стираются из её памяти. Бен уходит на работу, а Кристин остается разглядывать семейные фотографии и ужасаться своей судьбе. Спустя пару минут раздается телефонный звонок, и некий доктор Нэш (Стронг) советует Кристин отыскать в доме тайник с видеодневником. Некоторое время уходит на знакомство с посланием от вчерашней себя, после чего следует непродолжительная охота на воспоминания, обычно — в компании упомянутого нейропсихолога, потом — неудобные вопросы мужу, трогательное примирение и ночь, сдобренная сновиденческими флешбеками. На завтра все повторится.
Если в будущем пришедшие на смену человечеству киборги научатся снимать кино, оно во многом будет напоминать работу британца Роуэна Жоффе — неторопливый, размеренный и обстоятельный рассказ из плотно пригнанных друг к другу фабричных деталей. Мрачная тайна из прошлого героини тихонько тикает где-то в подвале: периодически режиссер глушит остальные звуки, тревожа зрителей пугающим «тик-так», после чего возвращается к сюжетной тянучке. Повествование равноускоренно, большинство событийных капканов напоминают ловушки для туристов в парке аттракционов, которые видно за милю и куда наступают вполне осознанно. Здесь находится место и психологическому напряжению, и сентиментальным трюкам, и красивым вопросам о природе лжи и склонности самых близких людей к малодушию. Всё это — равнозначные элементы огромного будильника, прицепленного к динамитной шашке, и сам взрыв интересен режиссеру ровно столько же, сколько движение стрелок по циферблату; очевидно, что многим из зрителей это покажется скучным.
Тем не менее, концептуально такая киноинженерия представляется почти идеальной: Кристин, заключенная в кокон вечно повторяемой, а потому однообразной и серой жизни, вынуждена существовать как своего рода биологический механизм, и кто сказал, что зрителю должно быть удобнее? «Прежде чем я усну» — вещь сугубо созерцательная, это не ребус, но пасьянс, и раскладывают его весьма харизматичные игроки. Стронгу с образом не слишком повезло, зато Фёрт и Кидман работают отлично, хоть и в разной манере: первый ради сохранения саспенса пытается до самого эндшпиля казаться подозрительным, но не слишком, а второй мелодрама явно интереснее триллера. Химия между ними вполне убедительна, хотя отсутствие воздуха в небольших «коробочках» предложенных ролей сказывается; Жоффе, будучи роботом, забыл, что для выдающихся актеров негоже экономить на кислороде.