- Focus, США, 2015
- Режиссёры — Джон Рекка, Гленн Фикарра
- В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Родриго Санторо, Эдриан Мартинес, Джеральд МакРейни
- Продолжительность — 104 мин.
Снять что-то неожиданное и новое в жанре фильмов про мошенников и крупные афёры довольно непросто, согласитесь. Вот и у авторов фильма «Фокус» не очень выходит этот, простите, фокус — но не совсем потому, что они не старались.
Отметим, что в зазоре между оригинальным и русским названием тут есть одна лёгкая любопытная двойственность. Слово вроде бы одно и то же, но говорит про разное — по-русски речь, получается, идёт о трюке как о действии, что, в принципе, для фильма про мошенников вполне уместно. Английское же «focus» — про фокусировку внимания, про умение сосредоточиться на главном, отсутствие которого мошенники регулярно эксплуатируют; пока тебя отвлекают каким-то одним ярким действием, главное (кража) происходит в другом месте, незаметно. Более того, это в названии глагол, императив — сфокусируйся. К чему я это всё — довольно смешно, что ахиллесовой пятой фильма, в определённый момент подробно проговаривающего необходимость уметь сосредотачиваться на главном, в конечном итоге становится неспособность сделать именно это.
Сценарно-режиссёрский дуэт Рекки и Фикарры, когда-то сочинивший «Плохого Санту» и уже работавший с историей о мошенничестве в довольно прекрасном кино «Я люблю тебя, Филлип Моррис», явно гордится своей проделанной подготовительной работой. «Фокус» так плотно нашпигован методиками и приёмами, будто авторы особенно тщатся продемонстрировать нам, что все нужные мошеннические энциклопедии они проштудировали как следует. Но в какой-то момент они сами восхищенно засматриваются на собственную ловкость рук и немного забывают о том, кого и, главное, для чего, они сейчас всем этим отвлекают. Каждая сценка, каждая разводка в «Фокусе» по отдельности выглядит довольно эффектно, но вот сложить их в одну большую и внятную историю как-то не выходит.
Нет, у авторов есть магистральная мысль, которую они уверенно ведут через весь фильм — что если дело твоё важнее любви, то к чёрту такое дело, вот что. И финал в этом плане в «Фокусе» довольно славный, в духе моего любимого фильма «Ничего личного». Да и в целом сидеть на «Фокусе» два неполных часа ничуть не сложно — он выполнен с приятной, несколько старомодной неспешной грацией (что лишний раз подчёркивается саундтреком, состоящим как будто исключительно из классики соул-музыки 70-х) и абсолютно лишён той модерновой, самодовольно-нарочитой крутости, с которой стало принято делать каждый второй фильм про сложносочинённые афёры со времён ремейка «Одиннадцати друзей Оушена». У Смита замечательные уши и мимика, Марго Робби красотка и далеко пойдёт (у неё впереди новый «Тарзан» и DC-шный «Отряд самоубийц», снова вместе со Смитом, кстати), и всем людям, заходящим в кадр, явно очень приятно и легко там находиться.
Но всё же — пожалуй, главный трюк в фильмах про мошенничество состоит в том, что зритель в них должен быть немного соучастником. Ну, или как минимум верить, что он таковым является. Рекка с Фикаррой же упускают этот момент, заигрываясь в угадайку «Кто тут разводит кого». Подкидывая зрителям поводы сомневаться во всех, даже в главных героях, они при этом постоянно утаивают в рукаве (или, что обиднее, вообще опускают) информацию, которая помогла бы понять, В ЧЁМ, собственно, может состоять афёра для каждого из конкретных героев, если главный разводящий сейчас именно он. Этакий подход выключает ту самую фокусировку внимания, к которой авторы так стремятся — если совсем упрощать, то когда не знаешь, в чём состоит игра, то в результате не за кого болеть. А это кино именно про то, чтобы болеть — это же не серьёзное моралите о том, что человек человеку волк, это романтическая история с большим сердцем, про то, что любовь превыше всего. Когда не болеешь, шок внезапной развязки не срабатывает — получается пустой трюк, трюк ради трюка, демонстрация того, как умные авторы здорово всё закрутили. Подозреваю, это не совсем то, что сочинившие и поставившие «Фокус» граждане хотели заставить нас пережить.
Вердикт — красивый и довольно элегантный фильм про мошенников, засмотревшийся на собственные фокусы