«Может ли быть конструктивной деятельность агентов хаоса, перевербованных космосом?...»
Литературный сюр — это пища для крепких желудков, особенно если он замешан на сермяжной жизненной правде. Однако слишком уж многим авторам не дает покоя легкость булгаковской поварешки, поэтому в своих кухоньках они то и дело пытаются сварганить очередной дьявольский бульон по проверенному рецепту — в бульон обыкновенный, социально-бытовой, поместить дьявола или хотя бы какого-нибудь мелкого беса, приправить аллюзиями и притчами, варить до готовности. Кунгурцева известна своей трудночитаемой, развеселой сказочной сагой на грани разумного о приключениях мальчика-сироты Вани Житного. «Девушка с веслом» обращена к аудитории постарше, но так же напоминает заросший словами потусторонне-сатирический заповедник — по-своему красивый, но с неясными претензиями.
События романа происходят в Южной столице, охваченной предолимпийскими треволнениями и на редкость пакостной — судебный, полицейский и чиновничий произвол здесь царят и пахнут. Небольшая и не очень счастливая семья Кулаковых, отягощенная житейскими проблемами, сговаривается то ли с нечистой силой, то ли с удалыми инопланетянами: старший Кулаков продает свою душу типу, явно напоминающему Коровьева, младший спасает от гастарбайтеров-насильников лесную нимфу, а самая маленькая, Варька, заводит говорящего шакала по кличке Барбаросса. Проблем в итоге становится еще больше, а желания исполняются странным образом — в общем-то, и не исполняются они вовсе, а это незваные гости пользуют аборигенов ради каких-то своих смутных целей. Кулаков в какой-то момент попадает в подмосковные леса, где спасает Зою Космодемьянскую от фашистов, потом разоблачает заговор клона-коррупционера, а заканчивает славный путь в современной психлечебнице. Варька, которая желает «побледнеть» как одна из её любимых героинь из аниме, вместе с подругой Катькой (мечтающей похудеть как Анжелина Джоли) белеют и худеют в разоренной немецкими фуражирами деревеньке.
Обыденная подложка фантасмагории особенно драматична: пока муж (в реальной жизни уволенный с работы) отстреливает немцев и отлеживается в дурдоме, его жена судится с застройщиками, которых крышует мэрия, а доверчивая свекровь путается с какими-то аферистами. Текст оставляет неприятное, очень стойкое ощущение соприкосновения с нашим мизантропическим государством — вроде того, какое испытываешь, когда в жарком и тесном летнем автобусе на тебя надвигается чужое потное тело. Он же, однако, радует клинически точными деталями культурологического толка. Например, если построивший машину времени американец гадает, что бы ему сперва сделать: убить фюрера или спасти Джона Кеннеди, то наш человек уверен: лучше всего ещё в отрочестве застрелить Борю Ельцина и Мишу Горбачева (оба родились в 1931-м), «а война все спишет».
Весь этот компот из событий, красок, метафор и тёмнейшего философствования забавен и выпивается на одном дыхании, если не смаковать вкуса. В противном случае риск поперхнуться очередным многословным абзацем или непонятно откуда выкатившейся сюжетной косточкой слишком велик. Хуже, что все метафизические изыски остаются неразрешенными, завязанными на невнятные, но эффектные абстракции; вот Кулаков готов предпочесть путаную южную жизнь простой, «холодной ненависти» войны полувековой давности (и делает такой выбор), вот его отчаянно жаждавший любви сын в итоге обручается с чайным кустом; вот его дочь, которой толком и не нужно было ничего, отрекается от единственного своего увлечения. Может быть, то не просто разгульный трэш; может быть, ключи спрятаны в толще текста, но искать их повторно — занятие невыносимое.
Кроме ««Девушки с веслом», на сайте ЛитРес вас ждут еще 380 000 книг