Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Сердце «МегаФона»

Сердце «МегаФона»

30.09.2015
0
Директор по инфраструктуре Северо-западного филиала компании «МегаФон» Алексей Титов в Едином центре управления сетью (ЕЦУС) «МегаФон»
Источник: ПАО «МегаФон»

Для абонента сотовой связи совершить звонок очень просто — одним нажатием кнопки вызова. Однако в техническом плане это чрезвычайно сложный процесс — сигнал проходит через сотни тысяч сетевых устройств и тысячи километров оптических, радиорелейных и спутниковых каналов связи. А за тем, чтобы мы могли в любое время и из любой точки без проблем дозвониться до своих друзей и близких, круглосуточно следят сотни высококвалифицированных инженеров мобильного оператора. Компания «МегаФон» предоставила возможность журналистам посетить то место, откуда она осуществляет контроль за работоспособностью сотовой связи на территории всей страны — Единый центр управлению сетью (ЕЦУС).

Лучшие умы

Единый центр управления сетью компании «МегаФон» находится на Васильевском острове Санкт-Петербурга — совсем недалеко от того места, где в конце 19 века ученый Александр Попов впервые публично продемонстрировал работу своего радиоприемника. Это соседство в компании считают символичным — точно так же, как в то далекое время простейший радиоприемник был воспринят как чудо, сегодня новый центр «МегаФона» обладает новейшими технологиями связи с поистине «чудесными» возможностями.

ЕЦУС
Фото: ПАО «МегаФон»

В своем ЕЦУС «МегаФон» собрал лучшие умы из всех филиалов компании — более 500 инженеров самой высокой квалификации. Они объединены в несколько групп, каждая из которых решает задачи разного уровня сложности. Так, специалисты первой линии контролируют платформы и сервисы — текстовые и голосовые сообщения, работу базовых станций и транспортной сети. На второй и третьей линии работают сотрудники высочайшей квалификации и узких специализаций, их задача — устранение возникающих проблем.

— Если происходит какое-то событие в сети, это отображается на экране монторинга. Задача инженеров — оценить проблему с точки зрения абонентов — понять, как, на какие сервисы и в какой зоне покрытия повлияла авария. Затем они должны выявить причину ухудшения и устранить ее — если возможно, то непосредственно из ЕЦУС, если нет — то отправить на место аварии полевых инженеров на местах, — рассказала руководитель оперативно-технического управления ЕЦУС Елена Серегина.

Статистика показывает, что устранить неполадки в 70% случаев удается специалистам ЕЦУС.

Две площадки — двойная надежность

Производительность ЕЦУС очень высока — суммарно под его управлением находится более 300 тыс. элементов сети, в сутки он принимает и анализирует около 13 млн событий, а его специалисты за то же время регистрируют и устраняют более 4 тыс. возможных нарушений работы оборудования.

Вся работа сети отражается на видеостене, расположенной в главном зале ЕЦУС, где работают инженеры центра. (К слову, ее длина около 30 м — даже в центре МЧС России подобная стена меньшего размера, отмечают сотрудники «МегаФона»). Для непосвященного вся информация на видеостене — лишь нагромождение непонятных графиков и диаграмм, однако инженерам ЕЦУС достаточно одного взгляда, чтобы понять, все ли нормально со связью на территории страны. Интересно, что изображение на стену проецируется с помощью видеопроекторов — это сделано для комфорта сотрудников: излучение от LED-мониторов такой площадью создало бы в помещении адскую жару. С той же целью лампы освещения зала оборудованы специальными теплопоглощающими плафонами.

ЕЦУС
Фото: ПАО «МегаФон»

Нужно отметить, что ЕЦУС «МегаФона» располагается на двух площадках — помимо Питера, аналогичный центр создан в Самаре. Это повышает надежность работы ЕЦУС — в случае отказа одного из центров всю нагрузку заберет на себя второй, обеспечивая бесперебойную работу. Испытания, проведенные «МегаФоном», показали, что время переключения при этом составит 15 минут.

Новые задачи

Как поясняют в «МегаФоне», с созданием ЕЦУС у компании появилась возможность контролировать и управлять всей своей огромной сетью (у «МегаФона» самая протяженная сеть оптоволокна в России — прим. ред.), быстрее выводить новые продукты на рынок, устранять технические сбои и применять лучшие решения на территории всей страны.

В ЕЦУС оператор вложил более 1 млрд руб. и привлек к его созданию ведущие мировые IT-корпорации — IBM, Hewlett-Packard, NEC и др. Помимо масштабного объема инвестиций, компании-интеграторы, участвовавшие в проекте, отметили кратчайшие сроки его реализации — примерно в 2,5 раза быстрее, чем в среднем в мире уходит на аналогичные объекты. Кстати, ЕЦУС «МегаФона» уже посетили представители второго по величине китайского мобильного оператора — перенять опыт российской компании.

ЕЦУС
Фото: ПАО «МегаФон»

— Создание центра стало логичным шагом на пути развития всей инфраструктуры нашей компании. Когда-то в каждом региональном отделении была своя дежурная смена, которая мониторила сеть, свои инженеры-коммутаторщики. Потом мы приняли решение, что более правильно и рационально будет объединить эти функции на уровне филиалов. И вот сейчас, с созданием ЕЦУС, ту же задачу мы решили уже на уровне компании. Это дает нам улучшение управляемости, задает единые высокие стандарты в функционировании сети и обслуживании абонентов, — отметил директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Алексей Титов.

В руководстве компании также заявили, что следующим шагом «МегаФона» во внедрении инновационных технологий связи станет трансформация ЕЦУС в так называемый «центр эксплуатации сервисов» (Service Operation Center). Это означает, что центр сможет управлять не только оборудованием оператора, но и работой конкретных услуг абонента.

Связь работала бесперебойно

Материалы по теме
Рок онлайн!
Фестиваль MEGAFONLIVE объединил любителей рок-музыки из городов Сибири

В тот же день на Дворцовой площади Санкт-Петербурга должен был состояться очередной концерт фестиваля MegaFonLive под девизом «Близкие города. Близкие люди», и особое внимание инженеров ЕЦУС было обращено именно на этот участок карты на видеостене. Если в обычные дни концентрация людей на нем составляет несколько тысяч человек, то в этот день ожидалось несколько десятков тысяч. Поэтому нагрузка на сеть должна была увеличиться в разы, более того, в рамках концерта планировался телемост, во время которого «Москва будет петь с Питером».

Как рассказали потом в «МегаФоне», концерт посетили в общей сложности порядка 250 тыс. человек (в Петербурге было более 100 тыс.). В это время голосовой трафик на Дворцовой площади по сравнению с обычным вырос более чем в 2,5 раза, а интернет-трафик увеличился на 83%. При этом более половины всего трафика передачи данных пришлось на сеть LTE.

Однако для тех тысяч зрителей, кто в Москве и Питере в это время с упоением голосили «Гудбай, Америка» под аккомпанемент Бутусова, «Чайфа», Земфиры, Сукачева и Урганта это было неважно. Связь работала бесперебойно, а уж каким образом — об этом знают инженеры ЕЦУС «МегаФона».

Рекомендуем почитать