Бекмамбетов-продюсер любит новые приёмы. В «Убрать из друзей» мы видели хоррор на экране ноутбука; в «Хардкоре» смотрим зубодробительный боевик глазами героя, которого сюжет безжалостно бросает в самый чад кутежа. Впрочем, приём — это всего лишь вопрос техники, только половина уравнения. На полнометражной дистанции важно не то, куда и на какой скорости ты можешь забросить камеру, а что ты можешь таким способом рассказать.
Режиссёр: Илья Найшуллер
В ролях: Шарлто Коупли, Данила Козловский, Хэйли Беннетт, Тим Рот, Даша Чаруша, Светлана Устинова, Александр Паль Продолжительность — 96 мин.
«Хардкор» в этом плане — в отличие от того же «Убрать из друзей», кстати — так и не выходит за рамки набора составляющих его приёмов. Как коллективное резюме для трио снимавших его операторов это, безусловно, штука гениальная — после такого любого из парней оторвут с руками на проект любой величины, вот увидите. Как кино для зрителей, которым хорошо бы что-то испытать, какую-то пару (хотя бы) эмоций, это полтора часа монотонного закатывания в асфальт.
Из «Хардкора», как из чудовища доктора Франкенштейна, отовсюду торчат грубые нитки. Дебютант Найшуллер, как завзятый постмодернист, полфильма расписывается в том, каких других, более талантливых людей он смотрел. Вот Кубрик, Эдгар Райт, Тони Скотт. Вот Клип «Smack My Bitch Up». Вот затяжная молитва у алтаря имени дуэта Невелдайна и Тэйлора — у них заимствуется не только осатанело пришпоренный темп «Адреналинов», но и целый музыкальный номер под Синатру из «Геймера».
Постмодернисты, впрочем, как-то пытаются обыгрывать свои цитаты и заимствования. Найшуллер же просто азартно и беспорядочно втыкает их в тело фильма, так же, как герою периодически бесцеремонно суют в грудину электроды для подзарядки (о, привет, Джейсон). Ему даже по барабану, что он берёт ТЕ ЖЕ САМЫЕ песни, которые уже иронически освоили до него (и лучше).
Да и потом, втыкать тут особо некуда. Помимо действительно порой захватывающей трюковой съемки (дикая пешая погоня по опорам моста, таран фургона насквозь на мотоцикле) «Хардкору» нечего предъявить кинематографической вечности.
Рудиментарнейший сюжет, не способный толком объяснить собственного злодея, его планы и его особенности? Механическое построение повествования, как в компьютерной игре, вплоть до нахождения оружия в начале каждого «уровня» — с плоскогубцами против охранников в подъезде, с дробовиком против отряда спецназа? Циничная шутка вместо финала, не столько завершающая фильм, сколько обрубающая его?
Даже декларируемая в названии лютость «Хардкора» в конечном итоге начинает играть против него. С порога разогнавшись пробивать головой стены, фильм примерно к середине загоняет сам себя в угол. Что может быть ещё круче, если ты уже вышел с катаной на танк, а до конца ещё минут 40? Только всё сильнее выкручивать ручку в красное. Что и происходит — бесконечные хрусть, шмяк и чавк к финалу теряют всю свежесть и шокирующую силу, превращают «Хардкор» в аттракцион, заевший навсегда в самом диком режиме.
В реальном парке на таком обычно сначала тошнит, а потом идут бить морду смотрителю.
Вердикт — дикое месиво, довольно круто снятое от первого лица, но слабо тянущее на полноценное кино