— Леша, а зачем тебе это надо? — спрашиваю я соседа. Мы только что погрузились на пассажирский плот и отчалили от Унгута.
— Это наша река, мы часто по ней ходим, — отвечает Алексей Аржанов, рыбак из клуба «Тугун». — И мне неприятно видеть, как берега Маны зарастают грязью. Я и сына взял, чтобы он своими глазами увидел, во что превращается оставленный на природе мусор.
У нас два плота и три моторные лодки. Грузовой плот полностью отвели под мусор, на пассажирском плывут вещи и ударная группа добровольцев. Три маневренные группы оберегайцев на лодках снуют по реке, отыскивая стоянки, где туристы оставили мусор.
Если стоянка не слишком грязная, то группа убирает ее сама: ребята складывают мусор в мешки и отвозят их на грузовой плот. Если же на стоянке большие ямы с отходами, то «разведчики» оставляют специальные метки, что здесь нужно причалить и прибраться. Ещё пара человек постоянно находится на грузовом плоту: принимает, завязывает и сортирует прибывающие мешки с мусором.
В одну из летучих групп на лодках напросилась и я: «Меня, меня возьмите! Я много места не занимаю!». Лодка быстро летит по Мане, закладывая крутые виражи, и вот на берегу показывается тропинка, значит, поблизости стоянка. Причаливаем. Кострище с битым стеклом, залежи бутылок под кустами, упаковки от сосисок.
Главное — методичность и последовательность: почистил один участок, перешел на второй, третий. Не останавливаться и не оглядываться, иначе кажется, что мусор никогда не закончится. За час выгребаем со стоянки мусор, который копился там десятилетиями.
— Саша, а тебе зачем это? — снова задаю я свой любимый вопрос, разгребая очередную зловонную яму на стоянке. Глупо обращаться на «вы» к человеку, с которым вы вместе роетесь в помойке.
— Я люблю природу, каждые выходные стараюсь куда-нибудь выезжать. А ещё я не люблю отдыхать в грязи и мусоре. Мне хочется приучить народ к чистоте, — ответил Александр Ивашенко, председатель молодежного совета ПАО «Красноярскэнергосбыт». — В акции «ОБЕРЕГАй» я участвую с самого ее начала. В прошлый раз мы после уборки оставляли таблички типа «Мы убрались на стоянке, не мусорьте, пожалуйста». И знаешь, там, где мы убирались, люди мусорили меньше, это факт.
Воспитательная роль акции налицо: компания отдыхающих на другой стоянке, глядя на нас, просит дать им несколько мешков, куда ребята собирают весь мусор — и свой, и чужой.
Лодка, стоянка, высадка, уборка, лодка, стоянка, высадка, уборка. Первый день пролетает практически незаметно, на плот мы возвращаемся к ужину. За большим столом обмениваемся впечатлениями и хвастаемся итогами: за несколько часов собрали около 100 мешков мусора!
Во второй день я в совершенстве оттачиваю навык определять, на что наступаю: по звуку уже могу отличить консервную банку от стекла и на какой глубине подо мхом скрывается пластиковая бутылка. Открывшееся экологическое чутье безошибочно подсказывает, где еще может быть яма с закопанным мусором.
Дождь и похолодание не остудило пыл оберегайцев: мы бодро выскакиваем из лодок и пробегаем рысцой по стоянкам, чтобы согреться. Убирать многолетние залежи мусора — задача не из легких. Мешки тяжелые, да и от запаха с непривычки может стать дурно. Впрочем, ко второму дню на все это уже не обращаешь внимания. Команда «Фрегата» здорово сработалась, мы постоянно смеёмся и подбадриваем друг друга.
— Марина, а зачем тебе это надо? — продолжаю я свою песню. Накануне напарница рассказала, что когда им на работе предложили поучаствовать в уборке берегов Маны, она сразу вызвалась добровольцем.
— Чтобы было чисто, — отвечает Марина Колосветова, контролер железногорского отделения «Энергосбыта». — У нас ведь одна на всех природа. Мы приберем здесь, кто-то — в другом месте. И вот так вместе мы ей поможем. К тому же, здесь совершенно потрясающая атмосфера, действительно командный дух. Я в следующем году обязательно снова поеду.
— Но это же тяжело?
— Да. Тяжело. Но оно того стоит, — вмешивается Саша. С ним соглашаются все участники «ОБЕРЕГАя» .
— Я здесь нужен, — говорит Сергей Буров, рыбак из клуба «Тугунов», не пропустивший еще ни одного экосплава. — Наш клуб попросили помочь, и я втянулся. Мы здесь реально делаем хорошее дело, а в жизни многим этого не хватает: увидеть результат своей работы.
За неполных три дня мы собрали 400 мешков с мусором, хотя того, что оставили на стоянках туристы, хватит, кажется, ещё на десять экосплавов.
— Оксана, а ты зачем в это ввязалась?
— Чувствую, что это важное дело, — отвечает Оксана Коробейникова, пресс-секретарь ПАО «Красноярскэнергосбыт». — Кроме того, что за пять лет мы основательно вычистили берега Маны, это дало ещё один результат: на убранных площадках люди меньше мусорят, это заметно. «Диких» туристов становится все меньше. Да и туристические компании стали более ответственными: не закапывают мусор на стоянках, а увозят его с собой.
Оксана добавляет, что сейчас люди более ответственно относятся к своему бизнесу: «ОБЕРЕГАй» — не единственный экосплав. «У нас проходит много подобных экологических акций. Это тот самый случай, когда маленькие поступки складываются в большое правильное дело», — закончила Оксана.
Бывалые оберегайцы рассказали мне в конце, что этот сплав был самым экстремальным за всю историю акции: у нас ломался мотор, плот не раз садился на мель, а в конце путешествия и вовсе лопнул один из баллонов плота. Мы на несколько часов застряли посреди реки без связи, а на очередную реплику «Да что ещё с нами может случиться?» все хором кричали: «Виталя, молчи!». В Красноярск вернулись уже ночью.
Несмотря на все сложности, я ни капельки не жалею, что поехала. За три дня накопилась масса впечатлений и воспоминаний: как холодным утром в лодке мы передавали друг другу кружку с горячим кофе; как Наташа кричала: «Там классная помойка, тормози!» и Сережа закладывал крутой вираж; как без слов понимали друг друга...
Оберегайцы, я буду скучать. До встречи в следующем году!
Катя Архипова специально для интернет-газеты Newslab.ru