Деньги и любопытство
На вахту я попала по трём причинам: желание быть со своим парнем, деньги и любопытство. К тому моменту, когда на горизонте замаячила возможность поработать вахтовым методом, я была безработной, уволившись ради высшего экологического образования с должности помощника юриста. Отучившись совсем немного, я поняла, что «эколог» — это не моё, и уже с середины сентября этого года решила не тратить время на просиживание лекций, а искать работу.
Всё началось с того, что знакомые ребята позвали вместе с ними мыть окна снаружи на высотном здании. Высоты я не боюсь, поэтому согласилась. Получала 40 рублей за 1 м². После этого нам и предложили съездить на вахту в Кемеровскую область — красить металлоконструкции на угольной обогатительной фабрике. Здесь уже пообещали 100 рублей за м², а объём работы — более 10 тыс. м².
Я тут же представила заманчивую картину: сгоняю туда с бригадой, быстренько всё сделаю и вернусь со 100 тысячами в кармане. Прекрасная авантюра, разве нет? В итоге нас поехало семеро: я, мой парень, наш общий друг и ещё четыре человека.
Организация — швах
Работодателями были два парня из Красноярска, которые взялись организовать эту покраску для одного кузбасского угольного разреза. Работать предстояло на обогатительной фабрике. Но туда надо было ещё добраться.
Ребята пообещали, что оплатят нам проезд до работы, трёхразовое питание и жильё. Но в результате лишь частично выполнили обещания: оплатили жилье и выдали 20 тыс. рублей на питание. Позднее еще раз выдали деньги на расходы, но уже в долг. В итоге наш бригадир полностью взял этот долг на себя. Сколько в итоге им заплатил, я не знаю. В Красноярск, кстати, мы тоже за свой счёт добирались.
Вахтовики местным не нужны
Из Красноярска мы выехали в начале октября. Спустя 12 часов поездки оказались в посёлке Бачатский, от которого 8 км до места работы, а до ближайшего города Белово — 30 км.
Где будем жить, заранее не знали. На месте оказалось, что никто из местных пускать к себе не хочет. Они не видели смысла сдавать жильё в аренду на 3 месяца толпе понаехавших мужиков. Боялись, что съёмщики угробят помещение. Работодатель сказал, что перед нашим приездом две недели искал нам жильё — и всё впустую.
С горем пополам уговорили одну женщину сдать нам дом за 10 тыс. рублей в месяц. Это в три раза больше обычной цены аренды за месяц в посёлке. Дом, мягко говоря, был далёк от идеала. Из всех благ цивилизации только электричество. Холодильник сломан, поэтому продукты хранили в холодном коридоре. Электроплита сломана. Позже парни её починили, но всё равно грела она слабо, так что в основном готовили на дровяной печи. Плитой пользовались, когда заканчивались дрова и уголь. Так живёт почти весь посёлок за исключением пары двухэтажных домов старой постройки, где отопление централизованное. Спать пришлось на полу, хорошо, что дали матрасы.
Развлекали себя уборкой
Сам посёлок, конечно, не впечатлил. Маленький, население — несколько сотен человек. Один супермаркет с пекарней. В основном там и закупались продуктами. Пара мелких продуктовых магазинов, несколько киосков, поликлиника, пара аптек, банков, почта и всё. Стандартный набор.
Никаких развлечений в Бачатском нет. Развлекались тем, что убирались всей толпой в доме в выходные дни. Спасибо, что интернет в посёлке хороший, иначе я бы на стены лезла со скуки.
15 тысяч за день работы
Трудовой договор подрядчик заключил только с бригадиром, чтобы за остальных не платить налоги. Бригадир получал официально за всех всю сумму, а потом просто делил её между остальными. Мастером у нас был сторонний человек. Он приезжал время от времени, чтобы проверить работу. Впервые он появился лишь на вторую неделю нашего пребывания на фабрике.
На объекте нам объяснили задачи и провели инструктаж по технике безопасности. Но к работе приступили не сразу. Пару дней оформляли пропуски на фабрику, ждали покрасочник — специальную машину, которая возит 50-литровые канистры с краской и распылителем. Вручную не красили, иначе бы это растянулось на годы . Впрочем, зачищать конструкции перед покраской всё же пришлось вручную. Нам обещали привезти болгарки для обработки поверхности от ржавчины, но так и не привезли, поэтому чтобы не сидеть без дела — чистили шпателями.
Работать не надоедало. Наоборот, был азарт! Стоишь себе в маске и распыляешь краску из шланга как воду из поливальной машины на огороде. Хотелось сделать за день как можно больший объём. Как-то я даже специально посчитала, сколько получилось заработать за смену. Оказалось — 15 тыс. рублей. Неплохо за день?
Работали когда хотели
Все работали по-разному: одни пахали, другие — сачковали. И хотя по факту объём работ получался разный, зарплату все хотели одинаковую. Разумеется, это приводило к спорам, когда считали объём выполненных работ. Но до серьёзных конфликтов не доходило, по крайней мере, пока я там работала. Все понимали: как заработаешь, так и полопаешь. Лишь иногда были мелкие рабочие недопонимания. В основном ссоры случались в быту. Например, ребята приезжали домой чуть раньше обычного времени обеда, а я лишь заканчивала готовить для них. Или кто-то из них не успевал убраться или приготовить ужин.
Стабильного графика работы не было. Захотели день отдохнуть — отдыхали всей группой. Покрасочник не привезли или другое оборудование — не работаем. А вообще старались отдыхать все вместе не чаще раза в неделю. Иногда кто-то брал индивидуальный выходной. Ну и пытались экспериментировать: один день отдыхает один человек, второй день — другой, и так далее. Но отказались от этого, поскольку отдыхающему надо было приготовить обед и ужин для остальных, убраться или постирать дома. Не все с этим справлялись как следует, в итоге через месяц хозяйством стала заниматься только я.
В целом я отработала на фабрике три недели, остальное время — следила за домом. Так решили всей бригадой.
100 тысяч не получила, но всё равно довольна
Перед поездкой я рассчитывала заработать 100 тысяч, а получила в итоге чуть более 60 тыс. рублей, из которых 40 тысяч — за работу на фабрике. Но я всё равно осталась довольна и даже считаю, что мне заплатили с лихвой, поскольку прибавка в 20 тыс. рублей за 10 дней, когда я просто убиралась в доме, стирала и готовила ребятам еду — это очень неплохо. К тому же у меня после всех домашних хлопот оставалось свободное время.
Я вставала утром вместе с парнями, мы завтракали, потом они шли на работу, а я готовила обед. После обеда они вновь уходили, я готовила ужин и ещё час-два убиралась, стирала и дальше занималась, чем хочется.
Мужики, кстати, в еде вообще неприхотливы. Три дня подряд из любопытства варила им только один и тот же суп. Думала, взбунтуются или нет? Никто и слова не сказал. Им после целого дня работы важно, чтобы было, что в себя закинуть. Силы восстановили — и довольны.
Перед моим отъездом бригадир сказал: «Сколько ты хочешь за домашнюю работу?». Я ответила: «Так как я и готовила, и убирала, и стирала — давай 20 тыс. рублей». Он: «Хорошо, не вопрос». Даже не обсуждали: остальные ребята просто скинулись вшестером для меня.
Жертвы тут не нужны
Планировала проработать минимум до конца года, но пришлось уехать раньше. У моего друга открылась сильная аллергия на краску и угольную пыль. Когда у него появились первые симптомы и недомогание, я сразу же предложила ему вернуться в Красноярск. Он упирался, говорил, что нужны деньги. Так продолжалось до того, пока однажды утром у него не случился отёк Квинке. Сразу же поехали в больницу и по пути решили: «Хватит, пора домой». Да и бригадир потребовал, чтобы он уехал, жертвы ему были не нужны.
Меня ребята просили остаться, поскольку рабочих рук не хватало. Но я решила, что раз приехала с другом — с ним и уеду. Мне посчитали выполненный объём работ (всего я провела на вахте два с лишним месяца), заплатили, и мы уехали.
Те, кто остались, до сих пор там работают. Я довольна полученным опытом. Возможно, что мне просто повезло с компанией и с работодателями. Не скажу, что я загорелась вахтовым способом заработка, но если не удастся сейчас найти подходящую работу в юридической сфере в Красноярске, возможно, опять уеду куда-нибудь на вахту.
Беседовал Денис Труфанов специально для интернет-газеты Newslab.ru