>
>
>
«Выявить подделку проще, чем кажется»: красноярцам рассказали, как распознать некачественное топливо

«Выявить подделку проще, чем кажется»: красноярцам рассказали, как распознать некачественное топливо

26.02.2020
0
Кандидат технических наук, доцент кафедры химмотологии упомянутого вуза и автор книги «Популярная нефтепереработка» Леонид Багдасаров на встрече с красноярцами

Контрафакта меньше — жалобы есть

Некачественное топливо на розничных заправках — проблема, которую в России удается решать. По крайней мере, об этом говорит статистика: по данным Росстандарта за последние четыре года долю некондиционного топлива на рынке удалось снизить более чем в два раза до 8,8 процентов.

Впрочем, до конца решенной проблему назвать нельзя. Статистика отказов автомобильных двигателей в России свидетельствует, что 30 % поломок связаны напрямую с качеством топлива, а в западной Европе, Японии и США — это не более 12 %. Применение контрафактного топлива ведет к закоксовыванию поршневых колец. В результате важная часть двигателя автомобиля теряет подвижность, что ведет в резкому снижению КПД и поломкам.

По данным лаборатории нефтепродуктов РГУ им. Губкина, в перечне основных проблем дизельных двигателей из-за некачественного топлива семь пунктов:

  • в 23 % случаев двигатель глохнет на морозе;
  • в 14 % случаев двигатель не запускается на морозе из-за низкого цетанового числа;
  • в 37 % случаев падает мощность двигателя и увеличивается дымность выхлопа;
  • в 12 % случаев проворачиваются коренные вкладыши из-за повышенного содержания серы в топливе;
  • в 12 % случаев проворачиваются коренные вкладыши из-за тяжелого фракционного состава;
  • в 7 % случаев повышается дымность выхлопа из-за превышения содержания полициклических ароматических углеводородов.

«Самой очевидной неисправностью, причина которой — некачественное топливо, является потеря подвижности поршневых колец. Это быстро ведет к потере мощности двигателя, увеличению дымности выхлопов, загрязнению впускных форсунок и аналогичным последствиям. Дизельное топливо без депрессорных присадок зимой просто не будет поступать в двигатель», — уточнил Леонид Багдасаров.

Только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) крупных нефтяных компаний могут позволить себе качество.

Очевидно, что на качество топлива влияют и экономические причины — жесткие штрафные санкции в случае выявления некондиции и строгие требования к экологичности топлива со стороны Техрегламента Таможенного союза требуют от представителей нефтеперерабатывающей промышленности страны огромных инвестиций.

В их числе — строительство технологических установок, которые производят топливные компоненты, соответствующие экологическому классу 5. Очевидно, что многомиллионные вложения в производство не могут позволить себе мелкие игроки рынка, однако мини-НПЗ продолжают жить и выпускать, по мнению экспертов, некачественную продукцию.

«Так, обогащать топливо самым энергоёмким компонентом — водородом, — может позволить себе только крупный НПЗ. Почему? Например, мини-НПЗ, который перерабатывает 1 млн тонн нефти, произведет всего лишь 300 тыс. тонн в год. Даже если он построит станцию гидроочистки, гидрообработка одного литра дизельного топлива будет обходиться в 50 рублей. Крупный завод перерабатывает, например, 23 млн тонн нефти в год, то есть дизельного топлива получается более 6 млн тонн. Крупный НПЗ строит установку мощностью в 10 раз больше, и себестоимость обработки 1 литра будет всего 5 рублей», — аргументировал свою точку зрения Багдасаров.

Годы жизни мелких игроков рынка сочтены, считает спикер. До последнего времени мини-НПЗ зарабатывали с помощью лазеек в законах, реализации судового топлива, средних дистиллятов и прямогонных фракций, не подпадающих под уплату акциза, под видом автомобильного топлива, что и позволяло им снижать цены на заправках. Однако сейчас законодательство ужесточилось, а налоговики «берут за глотку» подобные предприятия. Только за прошлый год удалось закрыть более 50 мини-рифайнеров.

Борьба с «черным небом» и вклад АЗС

В рамках «Топливного класса» Леонид Багдасаров не мог не затронуть тему режима «черного неба», которая в последние недели снова стала актуальной для Красноярска. По мнению авторитетного эксперта, переход с угольной на углеводородную энергетику (а у Российской Федерации 40 % мировых запасов метана) — единственный путь спасения экологии планеты. При этом ни США, ни Китай не сокращают выбросы углекислого газа (CO2), что изменяет климат, увеличивает среднегодовые температуры, приводит к таянию льдов Арктики, затоплению городов и расширению пустыни.

«Говорить о том, что мы каким-то образом можем снизить нагрузку на экологию сегодня мы можем, только если мы переходим на метан», — подчеркнул эксперт.

При этом борьба с некачественным топливом — важное слагаемое борьбы с режимом «черного неба», поскольку современные технологии позволяют снизить влияние автомобильных выбросов на окружающую среду.

Как определить качественное топливо

Важной с практической стороны частью «Топливного класса» стал небольшой образовательный мастер-класс, в ходе которого присутствующих учили распознавать некачественное топливо.

В интернет полным-полно видео от блогеров, которые практикуют сомнительные и зачастую опасные способы проверки бензина и дизеля — топливо они предлагают кипятить в чайнике, наливать в пластиковые бутылки, разливать на асфальт и поджигать, тушить в луже бензина сигареты и т.д. При этом посетитель любой, даже самой захудалой, АЗС может проверить качество топлива проще и в разы безопаснее — для этого достаточно заглянуть в паспорт качества. Документ выдается на каждую партию каждого вида топлива. По вашему требованию сотрудник заправки обязан показать оригинал с синей печатью, а копии должны быть доступны в «уголке покупателя».

Важная часть «Топливного класса» — небольшой образовательный мастер-класс.

«Качество бензина невозможно измерить никакими тест-полосками — только на специальной одноцилиндровой установке. При этом паспорт качества, в который нужно смотреть покупателю, не может быть засиженной мухами бумажкой двухлетней давности — в копии паспорта должна быть логика. Например, если это Красноярск, то поставщик топлива — либо Ачинский, либо Омский НПЗ. Обращайте внимание на такой показатель, как плотность — смоделировать плотность топлива невозможно. Если ареометр, который вы сами сможете купить за копейки и измерить плотность, покажет не те значения, которые указаны в паспорте качества — обращайтесь в суд», — дал совет красноярцам Леонид Багдасаров.

Обращать внимание автолюбителям также стоит на следующие моменты:

  • информация о поставщике топлива — обычно это нефтебаза, но при прямой поставке с НПЗ может быть и завод;
  • информация о производителе топлива — нефтеперерабатывающий завод, на котором было произведено топливо;
  • норма по Техническому регламенту Таможенного союза;
  • норма по НД (нормативные значения параметров топлива в соответствии с ГОСТ, ТУ или СТО);
  • фактические значения (результаты лабораторных исследований топлива, в случае отклонений — реализация запрещена);
  • октановое число по исследовательскому методу (должно быть не ниже, чем марка бензина, который вы заливаете в бак);
  • концентрация серы (реализация топлива с концентрацией серы выше 10 мг/кг запрещена);
  • маркировка моторного топлива — обязательно должна содержать обозначение вида топлива, октанового числа и экологического класса (например, реализация топлива ниже К5 (класса пять) запрещена на территории РФ);
  • дата и время выдачи паспорта — паспорт формируется непосредственно перед началом реализации партии, а одна поставка распродается за 1-7 дней (если паспорт «старше», то, скорее всего, он недействителен или это подделка).

Посетить лекцию программы «Топливный класс» могли профессионалы в сфере нефтепереработки, владельцы красноярских АЗС, водители, представители вузов и те, кому небезразлична тема. После четырехчасового общения со спикерами они унесли не только багаж знаний, но и именной сертификат, подтверждающий полученные компетенции. Очевидно, что сибирским городам, которые входят в топ по количеству автомобилей на душу населения и являются промышленными центрами страны, эта тема небезразлична, а значит — новому семинару в Сибири быть.

Интернет-газета Newslab, фотографии Антона Новоселова

Рекомендуем почитать