Принципиальные отличия
Указ губернатора края «О дополнительных мерах по обеспечению стабильной социально-экономической ситуации в Красноярском крае в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», направленный на поддержку пострадавших предприятий и отраслей экономики, был опубликован 19 мая. За три недели до этого власти представили первый пакет мер. По словам председателя правительства края Юрия Лапшина, этот временной промежуток был потрачен на то, чтобы отследить реакцию предпринимателей, востребованность мер и при необходимости провести их доработку.
«Мы проводили мониторинг, чтобы отследить применение предложенных ранее мер поддержки, ситуацию на рынках, реакцию и пожелания предпринимательского сообщества. И во втором пакете, в конце указа, есть поручение правительства о корректировке предложенных ранее фискальных мер, поскольку, напомню, первый пакет носил именно явно фискальный характер. Основную часть нового документа составляют меры прямой адресной поддержки, подготовленные с учетом анализа по отраслям. Также в пакете есть меры межотраслевого характера», — сообщил Лапшин.
Мера для всех
Основная мера поддержки, которая относится к так называемым межотраслевым, связана со снижением процентной ставки по кредитам, которые были выданы бизнесу ранее.
«Речь идет о том, что за счет краевого бюджета мы будем субсидировать коммерческие банки, которые в свою очередь изменят условия кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, снизив ставки. Это относится к ранее выданным кредитам, которые предпринимателям так или иначе нужно обслуживать, невзирая на отсрочки. Мы намерены это бремя снизить для десятков тысяч получателей кредитов и мы полагаем, что до конца текущего года из бюджета на это будет выделено не менее 150 млн рублей», — отмечает премьер.
Кроме снижения долговой нагрузки, межотраслевые меры предполагают расширение линейки финансовых продуктов поддержки предпринимателей. Для этого будет увеличен уставной капитал краевого Агентства развития бизнеса.
Помощь по отраслям
Меры отраслевой направленности в новом пакете касаются сфер грузо- и пассажироперевозок и жилищно-коммунального хозяйства.
В части транспорта правительству поручено подготовить законодательную инициативу по освобождению перевозчиков пассажиров и грузов от уплаты транспортного налога на весь 2020 год. Также эти предприятия получат компенсацию затрат на дезинфекцию подвижного состава.
В жилищно-коммунальном хозяйстве будет обеспечено внесение авансовых платежей от всех бюджетных потребителей — краевых и муниципальных — в адрес ресурсоснабжающих организаций. Кроме этого, в крае будет обеспечен контроль за тем, чтобы все бюджетные организации вовремя вносили плату за потребленные ресурсы. Также в указе говорится об отсрочке арендных платежей и снижении фискальной нагрузки для поставщиков ресурсов.
«Напомню, что в самом начале пандемии на уровне федерации был принят акт о неначислении пени и штрафов в случае неоплаты ЖКУ и запрет на прекращение подачи ресурсов должникам. И это, естественно, привело к снижению платежей. Поэтому мы, понимая важность подготовки к следующему отопительному сезону и объем затрат ресурсоснабжающих организаций на текущий и капитальный ремонт, приняли необходимые меры поддержки. Сейчас мы продолжаем следить, как развивается ситуация в этой отрасли, потому что это вопрос жизнеобеспечения», — подчеркнул Лапшин.
Что касается транспорта, то правительство посчитало нужным поддержать отрасль по причине резкого снижения пассажиропотока из-за введенных ограничений на перемещение.
«Причем мы понимаем, что по истечении двух-трех месяцев, когда картина по пассажироперевозкам станет предельно понятной, мы не обойдемся без прямых мер поддержки. Пока же мы говорим о косвенных мерах и, в первую очередь, о фискальных», — добавил премьер.
Польза и эффективность
В целом «бюджетная стоимость» второго антикризисного пакета оценивается в 1,5 миллиарда рублей. В ближайшие дни правительством края будут доработаны нормативные акты, которые обеспечат реализацию всех мер. Главная задача краевой власти — сделать так, чтобы эти меры приносили реальную пользу и были востребованными у бизнеса.
«На уровне региона мы не можем позволить себе широчайший спектр мер поддержки, поэтому, конечно, мы выбирали из всех возможных те механизмы, которые принесут максимальный результат. При этом мы не рассматриваем отдельно федеральные и отдельно краевые меры. Мы считаем, что наша роль — учитывая местную специфику, сделать федеральные меры более эффективными и полезными для бизнеса», — заключил Лапшин.
Сейчас в крае продолжается мониторинг ситуации на рынках и оценка уже действующих механизмов поддержки с точки зрения соотношения затрат, которые несет бюджет, и полученного результата. При необходимости меры будут дорабатываться.
Интернет-газета Newslab, главное фото pixabay.com