От анкеты к автоматическому учету
Анализировать передвижения жителей города в «Красноярскгортрансе» начали с 2009 года. Сначала это было только количество пассажиров, но потом стало понятно, что для разработки удобной транспортной схемы нужен более подробный анализ поведения красноярцев. Сотрудникам департамента транспорта и самого предприятия приходилось выходить на остановки и опрашивать людей.
«Раньше мы не могли охватить весь пассажиропоток. Делали анализ на основе анкетирования. Его проводили специалисты, которые выезжали на определенные остановки и там опрашивали людей. Ежедневный пассажиропоток у нас 600-700 тысяч человек, а за день специалист может опросить около 20 пассажиров. Даже если отправить 20-30 человек проводить опросы, можно охватить максимум 600 человек», — рассказывает Newslab заместитель руководителя муниципального «Красноярскгортранса» Александр Рубан.
С 2014 года появилась возможность изучать перемещения красноярцев при расчете социальными транспортными картами. Карта читается в автобусе только один раз, на входе, но при проверке регулярных действий с ней аналитики могут получить данные о «трудовых корреспонденциях» хозяина — регулярных поездках на работу и с нее. Если человек каждое утро в будний день рассчитывается за проезд в Северном, а каждый вечер — в центре города, то можно с большой вероятностью предположить, что это его постоянные поездки. Они показывают устойчивую, а значит, востребованную транспортную связь между пунктом А и пунктом Б. На основе таких данных строится вся маршрутная сеть города.
В прошлом году в общественном транспорте Красноярска появилось больше возможностей для безналичного расчета, а значит и анализа перемещения людей — это банковские карты и QR-коды.
Телефон расскажет о поездках хозяина
Замруководителя «Красноярскгортранса» Александр Рубан вместе с коллегами придумал еще один метод сбора информации о пассажиропотоке. Он решил поставить на службу аналитиков Wi-Fi-радар — прибор, которым пользуются в магазинах и кафе, чтобы собирать данные для рассылки на телефоны таргетированной рекламы.
«Мы решили использовать радары для своих нужд. Каждый телефон имеет свой уникальный код и с включенным режимом Wi-Fi он постоянно посылает в эфир сигналы поиска сети. Наш прибор сканирует сеть и может фиксировать сигналы от телефонов. Он обезличено записывает место, где сигнал появляется, и где исчезает. Все эти данные он передает на сервер, и это считается „корреспонденцией“. Мы знаем в итоге, где человек зашел, а где вышел», — говорил Александр Рубан.
Прототип прибора и программу для обработки данных заместитель начальника «Красноярскгортранса» создал самостоятельно. Тестирование показало, что в среднем при 600 перевезенных пассажирах в одном автобусе с Wi-Fi-детектором можно получить данные о поездках около 15 % из них.
Помощь от горожан
По мнению заместителя руководителя департамента транспорта Виталия Чеусова, данные анализа поведения пассажиров позволят настроить транспортную сеть Красноярска в соответствии с требованиями пассажиров.
«Это позволит понять, нужно ли изменение уже имеющегося маршрута, какой именно автобус на него поставить. То есть эти данные позволят качественно улучшить пассажирские перевозки в нашем городе», — пояснил Виталий Чеусов.
Пока Wi-Fi-радары работают в Красноярске в тестовом режиме. Их собрали всего 3 — два установлены в автобусах, а третий — в троллейбусе. Если их станет больше, аналитики получат больше данных о «трудовых корреспонденциях» и смогут сделать более точный прогноз по транспортной сети города.
Говорить о том, в какую сумму обойдется городу оснащение автобусов Wi-Fi-радарами, пока рано. Виталий Чеусов отметил, что тестовые образцы всегда дороги, а серийное производство еще предстоит наладить.
«Но это точно будет дешевле применения каких-либо заводских систем, которые считают пассажиропоток. Для получения достаточно точного анализа необходимо около 30 % машин оборудовать такими приборами. Решение об этом мы будем принимать после окончания тестового периода», — пояснил замначальника департамента.
Красноярцы могут помочь в оптимизации транспортной сети города, если будут чаще включать Wi-Fi на телефоне.
«Слово „оптимизация“ у нас не любят, но мы за то, чтобы как можно большему количеству людей было удобно пользоваться нашими автобусами, троллейбусами и трамваями и люди получили позитивные впечатления от поездки», — отметил заместитель руководителя департамента.