Главная
>
Статьи
>
Жёлтая пресса и таблоиды

Жёлтая пресса и таблоиды

01.11.2006
3

Пришло время выяснить, почему газеты и журналы, раздувающие свою популярность сенсационно-скандальными непроверенными публикациями, называются «жёлтыми», а не, допустим, «малиновыми в крапинку». И применяемый к ним термин – «таблоид» – откуда взялся и что означает?

Понятие «жёлтая пресса» появилось в конце XIX века. Самая распространённая среди непосвященных людей версия о «желтизне» периодических изданий – тот факт, что они печатались в то время на дешёвой бумаге, которая быстро желтеет. Это действительно так, но, тем не менее, никому не приходит в голову обвинять в распространении слухов и сплетен напечатанный тогда же на такой же бумаге знаменитый телефонный справочник «Жёлтые страницы».

Тут дело в другом. У «жёлтой журналистики» (английское выражение yellow journalism – аналог нашего «жёлтая пресса») есть отцы-основатели. Да ещё какие! Один – Джозеф Пулитцер – основатель премии в области журналистики, владелец и главный редактор нью-йоркской газеты The World, считавший, что газетный выпуск без сенсации годится лишь на обёртку для рыбы. Второй – его талантливый ученик, ставший его же основным конкурентом – Уильям Рэндольф Хёрст, главред The New York Journal. В середине 90-х годов девятнадцатого века Хёрст активно переманивал в свою газету лучших репортёров Пулитцера. Не обошёл он вниманием и художника Ричарда Аутколта, рисовавшего для The World комиксы, главный персонаж которых – «жёлтый малыш» (yellow kid) – и его едкие злободневные высказывания вызывали большой интерес у публики. Лишившись автора популярного комикса, Пулитцер нанял другого художника, который продолжил рисовать для газеты приключения лысого ушастого мальца в жёлтой рубашке до пят.


Жёлтая пресса и таблоиды (http://www.people.virginia.edu/~mmw3v/html/ykid/images/centennial/ykturkeyLG49.jpg)

Разгорелась нешуточная борьба за права на использование этого образа. И вот именно тогда, в 1897 году, редактор газеты New York Press назвал спорившие о «жёлтом малыше» издания «жёлтыми». Спустя год, когда комикс перестали печатать обе газеты, «Нью-Йорк Пресс» продолжала величать их «жёлтыми», а на вопрос почему, отвечала «потому что они “жёлтые”».

История же слова «таблоид» уходит в… фармацевтику. В 1884 году компания Burroughs Wellcome & Co. зарегистрировала торговый знак Tabloid для своего оборудования по выпуску пилюль. В начале двадцатого века появился термин «таблоидная пресса» – по аналогии с таблетками так стали называть газеты небольшого формата, в которые умещалось много историй, обычно скандального характера. Сейчас таблоидом называется газетный формат с полосами примерно 60 на 40 см, это в два раза уже, чем стандартные широкополосные газеты. В наше время многие солидные газеты перешли на этот формат (он удобнее для чтения и оттого более популярен), и поэтому использовать слово «таблоид» как синоним выражения «жёлтая газета» не рекомендуется.

Ежи Лисовский

Рекомендуем почитать