Признаться, несмотря на всю мою любовь к театру, нечасто испытываю там настоящее эмоциональное потрясение. Иногда спектакль интересен своей режиссурой. Иногда - отдельными актерскими работами. Но чтобы картинка сложилась воедино, и все это захватило сполна - такое случается довольно редко. И тем сильнее восхищение. Даже не предполагала, что вдруг испытаю его при просмотре «Чайки» театра им. Пушкина, которую я видела до этого несколько раз.
Что изменилось? В «Чайке» появилась новая Нина Заречная - молодая актриса новосибирского театра «Глобус» Екатерина Аникина. Подробнее о ее работе я высказалась в недавней рецензии. Спектакль после ее появления обрел цельность, которой мне лично прежде несколько не хватало. Даже при внятной режиссуре Олега Рыбкина, весьма убедительно представившего современность проблем героев «Чайки». Даже при сильном актерском ансамбле - пожалуй, самом сильном из всех спектаклей Рыбкина в краевой драме.
Но с приходом Аникиной (после возвращения Ольги Белобровой из декретного отпуска они будут играть по очереди) этот ансамбль заиграл другими красками. На мой субъективный взгляд - гораздо более интересными.
Кстати, в постановке появились и другие актеры. После ухода из театра Евгения Атавина на роль Медведенко был назначен Даниил Коновалов. Признаться, когда в первый раз увидела его в этой роли, не прониклась. Было ощущение, что слышу интонацию другого его героя - несчастного мальчика Саши из спектакля «Похороните меня за плинтусом». К счастью, уже при следующем показе «Чайки» Медведенко в его исполнении стал иным. В чем-то жестче, в чем-то, наоборот, ранимее. Но, в любом случае, он вызывает искреннее сочувствие - Машу этот недотепа-учитель любит по-настоящему.
Кстати, в «Чайке» появилась еще одна Маша - Людмила Каевицер. Красивая, яркая, экзальтированная. Но просто невозможно поверить, что она (в отличие от другой исполнительницы этой роли, Екатерины Соколовой) действительно любит Треплева (Владимир Пузанов). Очередная жертва иллюзий. С ее бы внешностью и темпераментом да в столицу, кружить головы гусарам! Но денег нет, и счастья нет - прозябай в сельской глуши, до полного одурения. И на этом-то безрыбье вдруг появляется писатель - чем не объект для воздыханий? Пусть любовь откровенно надуманна и без взаимности - по такому даже пострадать романтично. И понеслись мрачные байроновские страсти... Вполне, впрочем, в контексте спектакля Рыбкина. Что Треплеву неудовлетворенная сельская красотка, когда рядом с ним такая Нина? Вот только финальное самоубийство Маши здесь абсолютно не в тему - на это способна лишь героиня Екатерины Соколовой.
Елена КОНОВАЛОВА
Фото Виктора Сотникова