Ну, вот наконец-то, заканчивается 2008. Долгий, сложный, всякий… Пора и итог подвести под этими четырьмя цифрами (2008): что случилось важного и особенного в лит-ре и в литературе, с нашей сибирской колокольни глядючи…
А литература, как наверняка сами знаете, дело неспешное, поэтому и итожить буду не торопясь, помаленьку… Авось и еще чего-нибудь произойдет.
Главным событием 2008 года для пишущей красноярской братии стало присуждение поэту, проживающему в Минусинске, Сергею Круглову премии имени Андрей Белого.
Событие, безусловно, неординарное: писателей, проживающих у нас в крае, столь престижными наградами отмечали единичное число раз. И единичное число лиц. До Сергея Круглова премиями из первой десятки самых престижных был награжден только Виктор Астафьев (премия «Триумф», Пушкинская, Государственная и др.). А проживающий в Бахте Михаил Тарковский, кажется, только приближается к таким наградам (шорт-листы премий Белкина и Казакова).
В связи с этим присуждением хочется отметить несколько обстоятельств:
1. Премия Андрея Белого, хоть и является серьезной и уважаемой, более того, ее можно счесть даже старейшей из существующих (основана еще в семидесятых года двадцатого века), денежного выражения она не имеет. Точнее имеет самое минимальное — 1 рубль. Наверное, весь смысл этой награды в высокой оценке экспертов и пр. Случай, как говорится, не нов. К примеру, самая престижная литературная награда Франции Гонкуровская премия также финансово никак не обозначена. Но там к этой премии в обществе относятся столь внимательно, что у свеженьких лауреатов моментально в разы подскакивает тираж, формируется пресса и реальное литературное имя, что при более-менее удовлетворительном поведении награжденного может худо-бедно подкармливать его всю оставшуюся жизнь. У нас же при, в общем-то, скудной литературной действительности, при отсутствии какого-либо живого интереса публики к книгам, да даже к премиям (что странно: ведь всегда интересно, кому и чего досталось), при групповщине, царящей в литературе и разделяющей ее, родимую, на сферы влияния, на твое-мое и наше-ненаше, премия в один рубль, мне кажется, вряд ли кого удовлетворит. Да и заходя с другой стороны: ну какому настоящему автору, тем более поэту, так уж важны все эти самые «экспертные оценки»? У поэта, если он и вправду поэт, и так имеется, все что ему надо: ангелы, которые ему шепчут чего-то… А вот на книги, на ручки или компьютер денежки-то нужны. Да и у кого в России сейчас такое уж влиятельное «экспертное мнение», которому можно доверять без оглядки и только которым сыт будешь? Я что-то таких экспертов не знаю.
2. Удивительный и «говорящий» факт: Сергей Круглов ни в одном красноярском или сибирском литературном издании не печатался. Публиковался в Москве. Признание получил в литературных кругах, близких к проектам «Вавилон» и «Новое литературное обозрение», имеющих в последние годы и существенное влияние в жюри премии А. Белого. Продвижением С. Круглова, кажется, занимается в основном Дмитрий Кузьмин.
Вот ссылка на весьма популярный блог Сергей Круглова, где он регулярно выкладывает новые тексты.
Собственно о текстах, пожалуй, говорить особо не буду: в нашу пору свое мнение становится действительно «своим», вырабатывать его надо самостоятельно, а всякие «эксперты» или «знатоки» только мешают. Скажу только, что мне лично милей стихи Сергея Круглова, написанные в свободной форме. В силлабо-тонике же (к которой, кажется, в последнее время он более склонен) стих отдает ученичеством, мысль вихляет то в одну, то в другую сторону. Создается ощущение, что автор сам не понимает, как и зачем залез в такие дебри. И попытки выбраться не всегда успешны.
Но еще раз напомню — не верьте «экспертам»!
Со всяческим уважением к блоговской и прочей любой публике и поздравлениями поэту Сергею Круглову
Главный эксперт Фонда Астафьева
Антон Нечаев